Житие митрополита Петра Московского и творческое наследие святителя, молитвы

В период раздробленности русских земель, княжеской вражды и монголо-татарского ига православная вера стала фундаментом объединения Руси под началом Москвы. Огромную роль в укреплении государственности в конце XIII начале XIV века сыграл митрополит Московский и Всея Руси Петр. Святитель своим благословением и перенесением кафедры в Москву усилил ее значение среди других княжеств.

Биография митрополита Петра Московского

Будущий архиепископ Московский и Всея Руси родился на северо-западе современной Украины, территории, входившей в Галицкое княжество. Его матери во время беременности приснился ягненок, из головы которого росло дерево с ароматными цветами и плодами. Так родителям было знамение, что их чадо избрано для служения Господу.

Сына нарекли Петром. После 10 лет мальчика отдали на учение в школу при монастыре. Петр был старательным учеником, но знания давались ему с трудом, что огорчало ребенка и его родителей. Но однажды случилось чудо: спящему Петру явился святой, давший ему испробовать сладость. Сон повлиял на способности мальчика, который вскоре стал лучшим учеником.

С юных лет Петр стремился к монашеской жизни. С 12 лет он жил при монастыре, ревностно и смиренно выполняя работу, указанную ему братией. Свободное время проводил в молитве, чтении Священного Писания, обучении иконописи. Созданные им образы свидетельствовали о художественном даровании юноши и пользовались спросом у богомольцев.

Игумен монастыря видел, что инок отличается нравственной устойчивостью, чистотой веры, и посвятил его в иеромонаха. По прошествии нескольких лет служения Петр почувствовал желание уединиться и предаться молитве и созерцанию в одиночестве и тишине.

Настоятель монастыря благословил его на духовный подвиг. Петр ушел из монастыря. Свою келлию он основал на берегу реки Рать. Об отшельнике узнали в окрестных селах и деревнях и стали приходить к нему за благословением, советом. Рядом с жилищем Петра обосновались его последователи.

Поселение преобразовалось в монастырь, настоятелем которого насельники избрали Петра. Слава об обители пошла по всей земле Волынской. За наставлением к пастырю приезжали и приходили бедные и знатные паломники. Митрополит Максим посетил монастырь и принял дар от Петра: написанную им икону Успения Пресвятой Божьей Матери.

митрополит петр московский

Митрополит Максим решил переместить свою резиденцию из Киева во Владимир, опасаясь набегов татаро-монголов. Вскоре он умер. Между князьями Юрием Галицким и Михаилом Тверским начался раздор, в который они втянули игуменов Петра и Геронтия.

Каждый из князей желал, чтобы митрополит был территориально ближе к нему. Для разрешения спора Петр и Геронтий в 1308 году были отправлены в Константинополь, к патриарху Православной церкви. Патриарх Афанасий поставил Петра митрополитом Всея Руси.

Петр вернулся в Киев, но вскоре перевел управление митрополией во Владимир из соображений безопасности. На Руси продолжалась княжеская междоусобица, сохранялось внешнее управление татаро-монгольских ханов.

В этих условиях православная вера ослабевала. Святитель навещал приходы, где совершал богослужения, выступал с проповедями. Петр старался ободрить и утешить русский народ, укрепить и сохранить от ереси православное учение.

Московский и владимирский князья вступили в спор, кому из них полагается титул великого князя. Архиепископ принял сторону московского правителя, чем разгневал его соперника. Владимирский князь решил отомстить и лишить Петра чина архипастыря. В 1311 году он попытался обжаловать решение Константинопольского патриарха, но не нашел поддержки у высшего духовенства Православной церкви.

Свои права вершить церковные дела Петр был вынужден подтверждать разрешительной грамотой от ордынского хана Узбека. Борьба за объединение русских земель под одним началом продолжилась после смертей Юрия Московского и Михаила Тверского. Их сыновья, Александр Тверской и Иван Калита, продолжили борьбу за власть.

Духовный пастырь Всея Руси вновь принял сторону московского князя. В 1325 году Петр перевел кафедру из Владимира в Москву, закрепив тем самым господствующую роль Московского княжества, как центра русских земель. Митрополит предложил московскому князю построить каменный собор в честь Успения Богородицы.

митрополит петр московский

В стене строящегося храма Петр, зная о скорой кончине, предусмотрел каменную гробницу. 21 декабря 1326 года он благословил князя, весь русский православный люд и с молитвой на губах отдал Богу душу. Останки его были похоронены в гробнице храма Успения Божьей Матери.

Творческое наследие

Святитель оставил 3 послания для священнослужителей, в которых описал их роль в несении пастырских обязанностей и дал рекомендации в конкретных житейских ситуациях.

В первом назидании основной акцент был сделан на разъяснение положения вдовых священников. Чтобы они не посрамили роль православных наставников, им следовало оставить приходы и селиться в монастырях, а детей определять в монастырские школы. Во втором и третьем послании святой Петр призывает священнослужителей исполнять свой долг по велению души, соблюдая заповеди Господа.

Значение и почитание святого в православии

Роль первосвятителя в Русской Православной церкви в период монголо-татарского ига была столь значительна, что через 13 лет он был причислен к лику святых. Митрополит Петр стал почитаться покровителем Москвы, благословившем князей московских на объединение русских земель.

У гроба Петра совершались самые значимые законодательные акты:

  • русские князья клялись в верности Великому московскому князю и целовали крест;
  • составлялись государственные договоры;
  • избирались и назначались митрополиты.

Первое перенесение мощей состоялось 1 июля 1472 года из-за перестройки храма Успения Божьей Матери. Через 7 лет, по окончании строительства, мощи вернули в Успенский собор. 24 августа был определен, как день поминовения перенесения святых останков.

митрополит петр московский

5/18 октября – день поминовения в русской Православной церкви небесных покровителей Москвы, молитвенников за Отечество, митрополитов:

  • Петра;
  • Алексия;
  • Ионы;
  • Филиппа;
  • Ермогена.

Такой порядок был установлен в конце XVI века патриархом Иовом и соблюдался на протяжении 4 столетий. День памяти святителя – 21 декабря (по старому стилю).

Православные тексты

Тропарь и кондак составлены на празднование перенесения мощей святителя и содержат обращение о помощи в избавлении от вражеского нашествия.

Тропарь

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней // и спастися душам нашим.

Кондак

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна, / днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада, / в пренесение честных мощей твоих, / архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением / верному воинству нашему на враги победительная, / да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся, / радостною душею и веселием сердца / благодарная ти воспоем, глаголюще: // радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий