Дата празднования Рождества Иоанна Крестителя и тексты молитв Предтече

Христианские праздники – это особые периоды для православных верующих людей, когда главной целью становится духовный рост. Рождество Иоанна, которого называют Крестителем Господним, относится к категории важных православных дат. Предтеча, или Креститель Господа – одна из самых значимых фигур, которую нельзя недооценивать. Иоанн предвидел и прославлял земную жизнь Иисуса Христа.

Поиск молитв на все случаи жизни

Когда празднуют Рождество Иоанна Предтечи

Празднику присвоен самый высокий ранг – торжество. Дата празднования не переходящая, она приходится на 7 июля.

Малахия, который был святым пророком, заранее предсказал появление Предтечи, который должен указать на пришествие Мессии. Благодаря этому иудеи ожидали рождения предвестника.

Пророк Захария, служивший в чине священника, был женат на Елизавете. Она была сестрой Анны, матери Пресвятой Богородицы, славилась как добродетельная жена и везде следовала за мужем, Захарией. Захария служил при царе Ироде в Иерусалиме. Если верить Евангелию от Луки, праведные родители Иоанна Крестителя, Захарий и Елизавета, дожили до старости, но так и не смогли иметь детей.

Однажды во время богослужения Захарий увидел архангела Гавриила. Именно Гавриил предсказал, что у Захария родится сын, который будет предтечей самого Спасителя. Захария усомнился в возможности иметь сына из-за возраста. Он попросил архангела Гавриила послать знамение. Архангел рассердился, за неверие он наслал на Захарию немоту, которая должна была продлиться вплоть до наступления Рождества Предтечи.

Елизавета узнала о своей беременности, но из-за возраста скрывала зачатие на протяжении нескольких месяцев. После рождения сына Елизавета сообщила родным и друзьям, что его будут звать Иоанном. Выбор имени означал отступление от священного обычая, выработанного веками, когда родители называли детей именами своих предков. Захария согласился назвать сына Иоанном, в этот момент к нему вернулся голос – он смог говорить. Захарию открылась истина, он сообщил всем, кто пришел поздравить его с рождением сына, что ребенок станет предтечей Спасителя.

В это время Иудеей правил царь Ирод. Правитель опасался, что родившийся Иоанн – есть будущий царь Иудеи, о котором ходят слухи. Ирод задумал убить ребенка, он подослал к дому Захарии убийц, но те не нашли там Святого Иоанна. Елизавета бежала с сыном в горы, когда узнала о Вифлеемском избиении детей. Таким образом, Святой Иоанн смог избежать смерти.

Господь Бог был на стороне матери Елизаветы, он помог укрыться от убийц, но не смог уберечь святого пророка Захарию. Наемники, пытаясь узнать от пророка, где сын, убили его. Через 40 дней после смерти мужа умерла Елизавета. Маленький Иоанн много лет жил в пустыне. Там он молился, постился, носил одежду из верблюжьей шкуры.

В тот день, когда ему исполнилось 30 лет, Господь повелел идти к людям и заявить о скором появлении в мире Спасителя. Иоанн повиновался и явился в Иорданию с проповедями.

Иисус Христос говорил об Иоанне Крестителе как об ангеле, апостоле, мученике и пророке. Он называл его своим другом и считал ходатаем новой благодати.

 Икона Рождество Иоанна Крестителя

Важность праздника в православии

Иоанна Предтечу называют самым чтимым христианским святым, который стоит в одном ряду с Богородицей.

Рождество – это уникальный православный праздник, когда люди вспоминают о рождении особо почитаемых святых. Существует всего 3 вида памяти, относящихся к группе рождественских праздников. Это Рождество Христово, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

Иоанна называют Предтечей или Крестителем. Это связано с тем, что он проповедовал пришествие Христа народу, а также крестил Иисуса в реке Иордан.

Христиане знают, что Иоанн был казнен по приказу царя Ирода, сына Ирода Великого. Святому отрубили голову. В память об этом установлено церковное торжество под названием Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Какие еще праздники связаны с Иоанном Крестителем

Помимо Рождества, христиане празднуют несколько событий, связанных с Иоанном Крестителем:

  • Зачатие;
  • Усекновение;
  • Собор;
  • Обретение главы.

Все праздники имеют непреходящие даты и считаются традиционными церковными событиями первой важности.

 Икона Рождество Иоанна Крестителя

Тексты православных молитв в этот день

Создано много разных текстов, которые принято читать на 7 июля. Тропарь, кондак или величание оглашают в стенах храма. Молитвы, обращенные Крестителю, христиане чаще всего читают дома.

Тропарь

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущия тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися  славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Пророк и Предшественник пришествия Христова! Мы, с любовью чтущие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя: ведь славным и священным твоим рождением окончилось бесплодие матери и немота твоего отца, и проповедуется миру воплощение Сына Божия.

Кондак

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша,  на Сего во Иордане руку положив,  явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Прежде неплодная ныне рождает Христова Предтечу, ибо он – исполнение всех пророчеств: возложивший руку в Иордане на Того, о Ком возвещали пророки, он явился пророком и проповедником Слова Божия (Христа) и одновременно Его Предшественником (Предтечей).

 Икона Рождество Иоанна Крестителя

Кондак 1

Из­бра́н­ный от лет дре́в­них бы­ти Предте́чею и Крести́телем Спа­си́­те­ля ми́­ра Хри­ста́ Бо́­га, Иоа́нне богохва́льне, про­слав­ля́ю­ще просла́вльшаго тя Го́с­по­да, по­хва́ль­ная воспису́ем ти, я́ко бо́льшему всех рожде́нных жена́ми, во пло́­ти А́нгелу, по­кая́­ния пропове́днику; ты же, я́ко име́яй ве́­лие дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду, от вся́­ких бед сво­бож­да́й и к по­кая­нию воздвиза́й нас, лю­бо́­вию те­бе́ зо­ву́­щих:

Ра́­дуй­ся, ве­ли́­кий Иоа́нне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Икос 1

Ар­ха́н­гел Гаврии́л, пред­сто­я́й пред Бо́­гом, по́с­лан бысть ко иере́ю Заха́рии, ег­да́ той, служа́ по чи́ну чреды́ своея́, вни́­де покади́ти в це́р­ковь Госпо́дню; и, пред­ста́в одесну́ю ол­та­ря́ кади́льнаго, благовествова́ше о тво­е́м рождестве́, ве­ли́­кий Иоа́нне, возвеща́я Заха́рии ра́­дость и ве­се́­лие, и я́ко мно́­зи о рождестве́ тво­е́м возра́дуются. Се­го́ ра́­ди и мы, ди́в­но­му о те­бе́ Бо́­жию благоволе́нию чудя́­щеся и ра́дующеся, со благогове́нием в по­хва­лу́ те­бе́ во­пи­е́м:

Ра́­дуй­ся, Сове́та Бо́­жия не­из­ре­че́н­наго таи́н­ни­че; ра́­дуй­ся, ди́в­на­го смотре́ния Его́ ис­пол­не́­ние.

Ра́­дуй­ся, пре́ж­де лет мно́гих проро́чеством Иса́ии проявле́нный; ра́­дуй­ся, ве́стниче пред ли­це́м Госпо́дним, дре́в­ле прорече́нный.

Ра́­дуй­ся, предназна́ченный бы­ти вели́ким проро́ком Вы́ш­ня­го; ра́­дуй­ся, по обетова́нию А́н­ге­ла рожде́нный.

Ра́­дуй­ся, еще́ во чре́ве ма́­те­ре твоея́ Ду́­ха Свя­та́­го ис­по́л­нен­ный; ра́­дуй­ся, пре́ж­де рождества́ тво­его́ на вели́кое служе́ние освя­ще́н­ный.

Ра́­дуй­ся, непло́дства роди́телей разреше́ние; ра́­дуй­ся, иере́я Бо́­жия ра́­дость и ве­се́­лие.

Ра́­дуй­ся, дще́ре Ааро́новы прозябе́ние; ра́­дуй­ся, плод мо­ли́т­вы Богодарова́нный.

Ра́­дуй­ся, ве­ли́­кий Иоа́нне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

 Икона Рождество Иоанна Крестителя

Кондак 2

Ви́­дя Заха́рия я́вльшагося ему́ А́н­ге­ла, сму­ти́­ся, и страх нападе́ нань, и не ве́рова словесе́м благове́стия его́ о рождестве́ тво­е́м; ег­да́ же за неве́рие немото́ю свя́зан бысть, удивля́шеся пресла́вному чудеси́, всем се́рд­цем вопия́ Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Ра́­зум неуразумева́емый ра­зу­ме́­ти и́щуще лю́­дие, жду́ще Заха́рию, и чудя́хуся, уме́длившу ему́ в це́рк­ви; изше́дшу же ему́ и не могу́щу гла­го́­ла­ти к ним, но то́кмо помава́ющу, разуме́ша вси, я́ко ви́дение ви́де в це́рк­ви. Мы же, про­слав­ля́ю­ще ди́в­на­го Творца́ чу­де́с, Бо́­га, во­пи­е́м те­бе́ та­ко­ва́я:

Ра́­дуй­ся, бла­ги́й вино́вниче безгла́сия о́тча; ра́­дуй­ся, слез ма́­те­ре твоея́ премене́ние на ра́­дость.

Ра́­дуй­ся, тоя́ поноше́ния в лю́­дех отъя́тие; ра́­дуй­ся, вели́кое ро́ждшим тя уте­ше́­ние.

Ра́­дуй­ся, я́ко в шесты́й ме́сяц о зача́тии тво­е́м Пре­свя­та́я Де́ва Мари́я в Назаре́те от А́н­ге­ла извести́ся; ра́­дуй­ся, я́ко о рождестве́ тво­е́м мно́­зи возвесели́шася.

Ра́­дуй­ся, я́ко и́мя благода́тное, от А́н­ге­ла нарече́нное, получи́вый; ра́­дуй­ся, я́ко и́ме­нем тво­и́м немотствова́ние от­ца́ тво­его́ Заха́рии разреши́ся.

Ра́­дуй­ся, я́ко и́мя Бо́­жие о те­бе́ от­це́м тво­и́м благослови́ся; ра́­дуй­ся, я́ко о чу́днем рождестве́ тво­е́м страх и удив­ле́­ние в о́к­рест живу́щих яви́­ся.

Ра́­дуй­ся, я́ко по всей стра­не́ Иуде́йстей о ди́внем рождестве́ тво­е́м возвести́ся; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю спа­се́­ние мно́гим в ми́­ре сем яви́­ся.

Ра́­дуй­ся, ве­ли́­кий Иоа́нне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Си́­ла Вы́ш­ня­го разреши́ непло́дство заматоре́вшия во днех сво­и́х пра́ведныя Елисаве́ты: зача́т бо тя, сла́в­ный Предте́че Госпо́день, и тая́шеся ме́сяц пять, глаго́лющи: я́ко та́­ко мне со­тво­ри́ Гос­по́дь во дни, в ня́же призре́ отъя́ти поноше́ние мое́ в челове́цех. Ег­да́ же прия́ Иму́щую во чре́ве Хри­ста́, ис­по́л­ни­ся Ду́­ха Свя́та и возо­пи́ гла́сом ве́лиим: «Отку́ду мне сие́, я́ко при­и́де Ма́­ти Го́с­по­да мо­его́ ко мне!» С Не́ю­же ра́дующися, взыва́ше Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Име́яй предыти́ пред Го́с­по­дем ду́­хом и си́­лою Илиино́ю, еще́ из чре́ва ма́­те­ре твоея́ испо́лнился еси́ Ду́­ха Свя­та́­го, отону́дуже и Проро́к ди́вный по­ка­за́л­ся еси́, ег­да́ во утро́­бе ма́­те­ре твоея́ сый, взыгра́лся еси́ ра́дощами прише́ствию Ма­те­ри Госпо́дней. Бо́­га бо по­зна́л еси́ носи́ма в ложесна́х Бла­го­да́т­ныя и Того́ ма́терним гла́сом про­по­ве́­дал еси́: подоба́ше бо Бо­же́ст­вен­ных веще́й пресла́вным бы­ти нача́лом. Се­му́ у́бо бла­го­го­ве́й­но удивля́ющеся, с ра́­дос­тию те­бе́ во­пи­е́м:

Ра́­дуй­ся, еще́ во утро́­бе ма́терней предпосла́вшаго тя Го́с­по­да чу́дным ве­се́­ли­ем предъяви́вый; ра́­дуй­ся, я́ко те­бе́ ра́­ди и ма­те­ри тво­е́й Елисаве́те воплоще́ние Хрис­то́­во откры́ся.

 Икона Рождество Иоанна Крестителя

Ра́­дуй­ся, я́ко и та ис­по́л­ни­ся Ду́­ха Свя́та; ра́­дуй­ся, я́ко и она́ преди́вная проро́чица яви́­ся.

Ра́­дуй­ся, я́ко от нея́ Пре­свя­та́я Де́ва Мари́я Блаже́нною в же­на́х нарече́ся; ра́­дуй­ся, я́ко то́ю Она́ и Ма́терию Го́с­по­да наименова́ся.

Ра́­дуй­ся, я́ко и безсе́менный плод Тоя́ Благослове́нным пронарече́ся; ра́­дуй­ся, Пре­му́д­ро­сте Бо­же́ст­вен­ныя предъявле́ние.

Ра́­дуй­ся, свя­та́­го супру́жества благослове́ние; ра́­дуй­ся, непло́дных ложе́сн ди́в­ное прозябе́ние.

Ра́­дуй­ся, рожде́нием тво­и́м удиви́вый лю́­ди; ра́­дуй­ся, све́тлый Сло́ва гла́се.

Ра́­дуй­ся, ве­ли́­кий Иоа́нне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Бу́­рею сомне́ния смуще́нный, иере́й Заха́рия не можа́ше, по словеси́ а́нгельскому, проглаго́лати. Ег­да́ же по рождестве́ тво­е́м, Предте́че Госпо́день, написа́ благода́тное и́мя твое́, а́бие отверзо́шася ус­та́ и язы́к его́, и гла­го́­ла­ше, благословя́ Бо́­га, и проро́чествова, глаго́ля: бла­го­сло­ве́н Гос­по́дь Бог Изра́илев, я́ко посети́ и со­тво­ри́ из­бав­ле́­ние лю́­дем Сво­и́м, и ты, от­ро­ча́, Проро́к Вы́ш­ня­го нарече́шися, поя́ Тому́: Алли­лу́иа.

Слы́шаша о́к­рест живу́щии лю́­дие о пресла́внем и чу́днем рождестве́ тво­е́м, со удивле́нием глаго́лаху в се­бе́: «Что у́бо от­ро­ча́ сие́ бу́дет?» Мы же тя, пре­сла́в­ный Предте́че Госпо́день, я́ко бо́льша всех рожде́нных жена́ми, досто́йно чту́ще, убла­жа́­ем си́­це:

Ра́­дуй­ся, от зача́тия тво­его́ бла­го­да́т­ных явле́ний ис­по́л­нен­ный; ра́­дуй­ся, в рождестве́ тво­е́м Бо́­гом про­сла́в­лен­ный.

Ра́­дуй­ся, во младе́нчестве тво­е́м от от­ца́ тво­его́ Проро́ком Вы́ш­ня­го нарече́нный; ра́­дуй­ся, во о́трочестве тво­е́м Ду́­хом Свя­ты́м про­све­ще́н­ный и укрепле́нный.

Ра́­дуй­ся, Бо́­га воплоти́вшагося сро́дник по пло́­ти бы́вый; ра́­дуй­ся, от Бо́­га высо́кое зва́ние Предте́чи и Крести́теля при­е́мый.

Ра́­дуй­ся, заре́, Свет но́вый ми́­ру возвести́вшая; ра́­дуй­ся, звез­до́, путь, веду́щий ко Хри­сту́, освети́вшая.

Ра́­дуй­ся, денни́це Со́лн­ца незаходи́маго; ра́­дуй­ся, све­ти́ль­ни­че Све́­та неугаса́емаго.

Ра́­дуй­ся, путь гряду́щему Хри­сту́ уготовля́яй; ра́­дуй­ся, А́н­ге­ла и че­ло­ве́­ка в се­бе́ явля́яй.

Ра́­дуй­ся, ве­ли́­кий Иоа́нне, Проро́че, Предте́че и Крести́телю Госпо́день.

Богопроти́вное веле́ние беззако́ннаго детоуби́йцы И́рода изгна́ тя из до́­му о́тча в непрохо́дную пус­ты́­ню, носи́ма ма́терию, Предте́че Госпо́день, иде́­же и пребыва́л еси́ до дне яв­ле́­ния тво­его́ ко Изра́илю, яды́й акри́ды и мед ди́вий и Бо́­гу вопия́: Алли­лу́иа.

Величание

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое. Прославляем тебя, Иоанн, Предтеча нашего Спасителя, и почитаем преславное твое рождение от неплодной (матери).

 Икона Рождество Иоанна Крестителя

Иконография празднества

Иоанна Предтечу часто изображают как пророка, в одежде, сделанной из верблюжьей шкуры. Как правило, его руки сложены в благословляющем жесте. Он держит свиток. Свиток – это символ проповедей, которые Предтеча проводил в честь появления Спасителя.

Рождество изображают, основываясь на тексте Евангелия от Луки, где описывается это событие. Иконы часто бывают похожими на изображение Рождества Христова. Центральными фигурами остаются Елизавета и Захария. Родители сидят возле колыбели, в руках Захария нарисована деревянная табличка, на которой он пишет имя рожденного сына.

Кроме того, существует несколько иконописных изображений с дополнительными сюжетами. Они включают укрытие Елизаветы в пещерах во время гонений, начатых царем Иродом, а также изображение скитаний по пустыне с младенцем в ожидании лучшего будущего.

Православные традиции празднования Рождества Иоанна Крестителя Предтечи

Интересно, что празднование Рождества Иоанна Предтечи тесно связано с языческим славянским праздником, именуемым Днем Ивана Купала. Народное сознание тесно переплетает 2 даты. Некоторые языческие элементы до сих пор сочетаются с православными традициями, хотя русская церковь с осуждением относится к этому.

Священнослужители подчеркивают, что гадания, которые приняты во время празднования Ивана Купала, это церковный грех, своеобразный шаг к духовной смерти. Церковью запрещено гадать. Самым лучшим вариантом поминовения считают посещение храмов, чтение Евангелия, а также совершение подлинного покаяния, к которому призывал Предтеча во время своей земной жизни.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector