Житие святого Димитрия Ростовского, где находятся мощи и в чем помогает икона

Православная церковь чтит Димитрия Ростовского, как выдающегося миссионера, проповедника и писателя. Просветительский труд его увековечен в богослужебных, полемических сочинениях, назиданиях, трактатах. Благодаря митрополиту Ростовскому духовные книги стали близки и понятны мирянам. Святитель ревностно чтил Божьи заповеди, искоренял невежество среди прихожан и подчиненных служителей церкви.

Поиск молитв на все случаи жизни

Содержание

Краткое жизнеописание святого

Даниил Саввович Туптало, в монашестве Димитрий, родился в 1651 году. Родина святителя — Украина, Киевская область, село Макарьево. Отец его, ратный сотник, и мать — были благочестивыми людьми, чтили Закон Божий. Маленький Даниил рос в атмосфере благоговения и уважения к Богу.

Ранний период жизни святителя

Будущий святитель учился в Братском училище, основанном митрополитом Киевским Петром Могилой. От природы прилежный и целеустремленный, студент Даниил завоевал расположение преподавателей. Ему хорошо давались языки — греческий, польский, еврейский и латынь. Также мальчик овладел искусством риторики и поэтики. Воспитанный в христианских традициях, он штудировал учения святых отцов.

Студенческим увеселениям прилежный юноша предпочитал тишину храма, уединение и молитву.

В 1665 году, в ходе казачьего бунта против польской власти Братское училище и обитель сгорели. Даниил вернулся домой и продолжил изучать богословие самостоятельно: читал Святое Писание, слушал наставления местных пастырей и участвовал в церковных службах. Так постепенно сложился его жизненный выбор — монашество.

Монашеский период жития

В 18 лет юноша, по благословению родителей, поступил в Кирилловскую обитель в Киеве. Пройдя послушание, он принял постриг с именем Димитрий в 1668 году. Но монашеская жизнь длилась недолго. Ревностное служение сочеталось в юном иноке со смирением и скромностью. Его старания оценили и на следующий год возвели в иеродиаконы.

димитрий ростовский

Священническое служение

6 лет посвятил диакон Димитрий служению Господу, по преданности подобному ангельскому. За высокие личные и духовные качества митрополит Лазарь Баранович пожаловал Димитрию сан иеромонаха и должность проповедника при собственной кафедре.

Молодой пастырь вдохновлял людей пламенными проповедями, говорил с ними понятным языком. Молва о чутком и образованном пастыре разнеслась по Украине и дошла до Литвы. Но, поучая паству нравственному совершенствованию, иеромонах Димитрий относился строго и к себе. Господь следил, чтобы его верный слуга не отошел от долга священника и монаха, и послал ему о том сновидение.

Больше года отец Димитрий проповедовал в Слуцкой Братской Преображенской обители по приглашению епископа Белорусского Феодосия. После его кончины проповедник, по настоянию гетмана Самойловича, вернулся на родину, жил в Крутицком монастыре в Николаеве.

Многие обители приглашали Димитрия к себе игуменом, но тот не мог ослушаться гетмана, по смирению считал себя недостойным ответственной должности управляющего. Но, по воле Господа, смиренный монах приложил руку к обустройству нескольких обителей и открыл в себе новый талант.

димитрий ростовский

Игуменское служение

В 1681 году Димитрий стал игуменом Максаковского монастыря. В Черниговскую область он отправился по желанию гетмана, благословению архиепископа Лазаря и монастырской братии. Через год гетман направил его в Крутицкую обитель в Батурине. Там Димитрий прожил чуть более полутора лет и получил новое предложение — составлять Жития святых в Киево-Печерской Лавре. Господь одобрил начинание монаха, послав несколько Откровений.

После Лавры свт. Димитрий управлял Батуринским Николаевским монастырем и продолжал писательский труд. Его сочинения вышли в печать. Писательство захватило Димитрия. Он отошел от руководства монастырем, но продолжал жить в нем в простой келье. Но полностью уйти в творческую работу не удалось.

Отца Димитрия разыскал архиепископ Черниговский Феодосий. Пожаловав талантливому проповеднику и писателю сан архимандрита, он поставил его управлять Глуховской Петропавловской обителью. Оттуда его перевели в Троице-Кирилловскую обитель в Киеве. В монастырях святой отец не задерживался надолго. Дольше всего, 2 года, он прослужил в Елецком монастыре в Чернигове. Потом его путь лежал в Северскую обитель Всемилостивого Спаса, в Новгород.

Святительское служение

По просьбе царя Петра Первого и благословению митрополита Киевского, в 1700 году отец Димитрий отправился в Москву, чтобы потом занять пост управляющего Сибирской кафедрой и просвещать язычников. Святой отец был уже слаб здоровьем из-за кочеваний из одной обители в другую, а холод Сибири окончательно бы его надорвал. И заниматься на новом посту писательством он не видел возможности.

Предстоящее путешествие и назначение Димитрий принимал смиренно, но со скорбью.

икона димитрий ростовский

Год он поправлял здоровье в Москве, познакомился с влиятельными людьми и государственными реформами. Сибирское назначение за это время отдали владыке Филофею Лещинскому. А отец Димитрий отправился в Ростов, в Яковлевскую обитель, где он заменил почившего митрополита Ростовского Иоасафа. Здесь он плотно занялся просветительской работой. Многие священники недобросовестно относились к служению Господу. Новый митрополит налаживал дисциплину и повышал грамотность среди служителей.

Святитель Димитрий открыл училище для будущих иереев. Обучение проходило при его покоях в обители. Митрополит сам занимался нравственным воспитанием учеников, наставлял их, требовал посещать службы. При этом святитель Димитрий боролся с раскольничеством, невежеством и суевериями прихожан, проводил торжественные богослужения, продолжал писать и закончил сочинения о Житиях святых. В 1705 году митрополит Ростовский Димитрий отбыл в Москву по вызову, чтобы помогать бороться с сектами и проповедовать слово Божие. Через 2 года он вернулся в Ростов, продолжил пастырское служение и творческую работу, несмотря на тяжелую болезнь. Св. Димитрий почил 28 октября 1709 года.

Библиография

Писатель Димитрий Ростовский приблизил духовную литературу к пониманию простого читателя. До него все книги писали на старославянском языке. В описании святителя мученики предстают перед внутренним взором читателя, будто живые. Некоторые сочинения святого отца посвящены Страстям Христовым, Богородице. В своем творчестве автор наставляет, как бороться с нечистыми помыслами, сохранять чистоту души и приблизиться к Царствию Божьему.

картина димитрий ростовский

Агиографические и богослужебные сочинения

Хвалебные сочинения святителя:

  • «Руно орошенное» — о чудесах икон Богородицы;
  • «Псалтирь Божьей Матери» — посмертное собрание, псалмы из которого издавались в других сборниках;
  • «Псалмы или духовные канты» — восемь восхвалений Господу Иисусу Христу;
  • «Пяточисленные молитвы» — сложены в память о скорбях Девы Марии.

По трудам отца Димитрия можно судить о богословских представлениях святых разных эпох, отношении к религии простых людей.

Проповеди и поучения

Митрополит Ростовский воплотил талант проповедника и богатый управленческий опыт в таких произведениях:

  • «Поучения и слова» — к церковным праздникам, дням памяти мучеников;
  • «Поучения и проповеди» — к предпраздничным, постным неделям;
  • «Поучения к иереям» — о долге священнослужителя;
  • «Приготовление иереев к Божественному Причащению» — изобличение богохульного отношения священников к Святым Дарам и прочим церковным атрибутам;
  • «Память духовному отцу, как управить ставленника» — правила для священнослужителя при возведении послушника в духовный сан.

димитрий ростовский

Поучителен труд «Слово о пьянстве», описывающий десять растлевающих гроздей винограда.

Исторические и полемические сочинения

«Келейный летописец» — исторический труд, описывающий библейские события до рождения Христа в хронологическом порядке. В нем святитель собрал из других сочинений все сведения, которые посчитал полезными. «Розыск о раскольнической брынской вере» — полемический труд, доказывающий ложность вероисповедания, проповедуемого сектантами.

Письма

22 письма написаны святителем в период его работы в Ростове. Большинство посланий датированы 1708-1709-м годом и адресованы монаху Феологу, другу и московскому редактору.

Трактаты

Сочинения святителя написаны в простом стиле, передают суть его мысли и отличаются краткостью. По сравнению с одностраничными сочинениями, можно считать объемным трактат «Зерцало православного исповедания». Он состоит из трех частей, посвященных вере, надежде и любви. Из этих составляющих состоит вера в Господа и добродетель, необходимые для обретения вечной жизни.

икона святого

Назидательные сочинения

Краткие очерки:

  • «Богодухновенное христианское наставление»;
  • «Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании»;
  • «За что подобает благодарить Бога?»;
  • «Краткое христианское нравоучение».

В простой форме автор пишет о том, как душой пребывать в согласии с Господом.

Стихотворные тексты

«Стихи на Страсти Христовы» напоминают пьесу и повествуют о страданиях Христа. В произведение включено стихотворное обращение грешника к Марии Магдалене.

Другие произведения

Святитель составлял молитвы:

  • повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения;
  • молитвенные стихословия;
  • краткое воспоминание страстей Христовых.

димитрий ростовский

Митрополит также сложил собственную «Молитву о своем окаянстве».

Сборники

Известны два сборника:

  • «Житие и творения святого Димитрия»;
  • «Симфония по творениям».

В книгах собраны уже издававшиеся назидания, поучения и высказывания митрополита.

Приписываемые сочинения

Книга «Алфавит духовный» впервые издана в 18-м веке. Каждой букве алфавита соответствует краткое поучение. Первоначальное название книги — «Лествица духовная», а автор — митрополит Исаия Копинский. Есть версия, что в типографии ошиблись, так как сочинение лежало с произведениями Димитрия Ростовского.

До «Алфавита» «Лествицу» читал Серафим Саровский, рукопись нашли в его личных вещах под таким названием. Святитель Димитрий, вероятно, тоже постигал духовные законы по рукописи Исаии, которую редакторы превратили в «Алфавит».

димитрий ростовский

Собрание сочинений

«Житие святых. Двенадцать книг» повествует о жизни православных подвижников, святителей, мучеников. Каждая книга соответствует месяцу. На каждый день приходится биография почитаемого святого. Полное «Собрание сочинений» включает 5 томов. В многотомнике можно найти «Алфавит духовный», житие святителя, его келейные записки и письма.

Тексты

За заслуги перед церковью и народом святителя прославляют, как земного ангела, небесного человека и воина Христа.

Тропарь

«Православия ревнителю и раскола искоренителю, российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, писаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Кондак

«Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу и спасет правоверием души наша».

димитрий ростовский

Акафист

Кондак 1

Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, многоцелебный чудес источниче, неисчерпаемыя благодати ходатаю, теплый молитвенниче, великий святителю Христов Димитрие, яко имеяй дерзновение ко Христу, Богу нашему, от всяких нас бед свободи зовущих:

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Икос 1

Ангел нравом, аще и человек естеством был еси, святителю Димитрие; от самых бо младых ногтей ум твой, пренебрегши земная, в небесная вперил еси, и плоть нося, о плоти нерадил еси. Темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже тя обиталищем быти уведевше, похвальная восписуем ти:

Радуйся, незлобием твоим Агнцу, прореченному Исаием, подражавый;

Радуйся, милосердием нищия препитавый.

Радуйся, воздержанием Ангелов удививый;

Радуйся, постом и молитвою плоть твою удручивый.

Радуйся, к подвластный чадолюбивым отцем бывый;

Радуйся, страждущия сердоболием утешивый.

Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый;

Радуйся, небесный человече.

Радуйся, земный Ангеле;

Радуйся, Духа Святого сосуде избранный.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагобных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

горят свечи

Кондак 2

Видяще обильную реку чудес и исцелений, от святых твоих мощей истекающую благоговения и радости исполншеся, благодарим Бога, прославляющаго святыя Своя, Емуже и о тебе вопием: Аллилуия.

Икос 2

Разум истиннаго богословия внушая чадом Христовы Церкве, златословесными поучениями утверждал еси; еретичествующих же раскольников, привлекая к спасительному единомыслию, в заблуждениях обличал еси. За таковое твое о душах наших попечение взываем ти сице:

Радуйся, таинниче Пресвятыя Троицы;

Радуйся, проповедниче неисчестных чудес Божиих.

Радуйся, апостольских преданий блюстителю;

Радуйся, брынских душегубцев победителю.

Радуйся, пламеню, ереси пожигаяй;

Радуйся, громе, соблазняющая устрашаяй.

Радуйся, свеще, Богом возженная, мрак нечистия разгоняющая;

Радуйся, звездо, путь ко спасению показующая.

Радуйся, тимпане, Божию славу бряцаяй;

Радуйся, органе Духа Святого.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных раколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 3

Силою благодати Божия еще во временной жизни приял еси власть, святе Димитрие, недуги исцеляти и бесы изгоняти; по смерти же твоей наипаче прослави тебе всемогущий Бог многими чудотворенми, да вси, взирающе на сие, усердно притекают ко исцелению тобою от недугов телесных, паче же душевных, Богу же вопиют: Аллилуия.

девушка в храме

Икос 3

Имея неусышное попечение о спасении душ, вверенных тебе от Бога, святителю Димитрие, пастырски к душеспасительной жизни и словом и самым делом, показуя неленостный подвиг в подражании святым Божиим, непрестанно наставлял еси. Сего ради приими от нашего усердия достойныя похвалы тебе:

Радуйся, пастырю добрый, заблуждающих по горам суемудрия взыскавый;

Радуйся, благий рабе и верный, данный тебе от Господа талант усугубивый.

Радуйся, делателю винограда Христова;

Радуйся благочестия столпе неподвижимый.

Радуйся, твердое забрало Христовы Церкве;

Радуйся, щите, защищаяй благочестие.

Радуйся, мечу острейший, посекаяй злочестие;

Радуйся, непоколебимое православия основание.

Радуйся, твердый каменю веры;

Радуйся, кормило церковное, управляющее верных к тихому пристанищу.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 4

Буря ересей от преисподних чрез Ария во Греции возродившаяся, в последняя же лета происками Мартина Арменина чрез брынских скитоначальников в Отечестве нашем возникшая, готова была опровергнуть тишину единыя, Святыя Соборныя и Апостольския Церкви; ты же пастырь добрый, положивый душу твою за овцы, оныя прогнав душепагубныя волки, бурю суемудрия укратил еси, верныя же научил еси Трипостасному Богу взывати: Аллилуия.

батюшка и прихожан

Икос 4

Слышаша суемудреннии раскольницы твое к ним изобличение, еже ты, болезнуя о сердечном их заблуждении, написал еси, возбесишася зело, и множество из них вместо должнаго исправления адский пламень изрыгнуша на тя; ты же, яко твердый адамант, под ударами злобы и ненависти не изменился еси. Сего ради Церковь Святая блажит тя приветствии сими:

Радуйся, Ангелов сожителю;

Радуйся, Апостолов преемниче.

Радуйся, святителей сопрестольниче;

Радуйся, российский златоусте.

Радуйся, Спиридону, Великому Василию, Григорию Богослову и прочим великим светителям единочестне;

Радуйся, Николаю Мирликийскому и Мелетию Антиохийскому единонравне.

Радуйся, преподобных собеседниче;

Радуйся, монахов и постников наставниче.

Радуйся, мучеников удобрение;

Радуйся, праведных украшение.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси в течении твоем, еже ты совершал еси, свое устрояя спасение; примером же верных души назидая, научил еси благоприятно пети Богу: Аллилуия.

девушка в храме

Икос 5

Видевше ангельстии чинове еще во временной жизни великия подвиги твоя во всяком благочестии и чистоте, удивляхуся, прославляюще человеколюбца Бога, немощное человеческое естество подкрепляющаго. Мы же тя, усердно любовию почитающе, чествуем похвалами сими:

Радуйся, луче Трисолнечнаго Света;

Радуйся, светильниче, на свещнице церковном поставленный.

Радуйся, светило, путь правый показующее;

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, Единосущныя Троицы истинный поборниче;

Радуйся, уста еретическая заградивый.

Радуйся, златословесными усты небесныя истины вещаяй;

Радуйся, вся своя имения по словеси Господню продавый.

Радуйся, единаго безценнаго бисера Христа Господа снискавый;

Радуйся, в мале быв верен, над многими поставленный.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедник немолчный тайны Пресвятыя, Единосущныя и Неразделимыя Троицы был еси. Сего ради проповедует Россия величия Божия, показанная на тебе, святителю Димитрие, яко приял еси дар целити недуги душевныя и телесныя, да вси единым сердцем и едиными усты воспеваем Богу: Аллилуия.

горит свеча

Икос 6

Возсия в возлюбленной Богом души твоей блистающий истиннаго боговедения свет, на освящение и просвещение верных, егоже с сладостию внимающий спасительному учению твоему видяще, верно познаем, яко и в единонадесятый час пришедый, равный с древними святыми и богоносными отцы динарий приял еси. Темже восхваляем тя сице:

Радуйся, вместилище добродетелей;

Радуйся, достойное святыни жилище.

Радуйся, море, нечестие мира потопившее;

Радуйся, крине благоуханный, чудесно процветший.

Радуйся, сокровище медоточных учений;

Радуйся, уневестивый душу твою жениху Христу.

Радуйся, смирения Его истинный подражателю;

Радуйся, иноческую нищету до конца сохранивый.

Радуйся, вшедый с мудрыми в радость Господа твоего;

Радуйся, благовоние Духа Святаго.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 7

Хотя достойным образом совершити подвиг, возложенный на тя от Бога, первее укреплял еси душу свою прочитанием житий святых, предполагая себе подражание оным; таже ощутив пользу, из того проистекающую, не обленился еси быти списателем жизни тех, с нимиже ныне в невечернем свете ликуеши, воспевая Богу: Аллилуия.

святая книга

Икос 7

Новаго тя о нас молитвенника, целителя душ и телес и ходатая нам спасения вечнаго стяжахом; но благодарным сердцем и усты Богу, толикаго чудотворца в наши времена даровавшему, достойно воспета не могуще, тебе, святителю и великий угодниче Христов Димитрие, похвальная дерзаем приносите сице:

Радуйся, всем скорбящим приятное попечение;

Радуйся, скорый от всякия болезни и безмездный врачу.

Радуйся, злых помыслов прогонителю;

Радуйся яко твоими молитвами слепни прозреша.

Радуйся, яко твоим ходатайством хромые и безнозии ходити начата;

Радуйся, яко тобою от многих бесове отгнашася.

Радуйся, яко твоим заступлением разслабленнии исцелеша;

Радуйся, ломотныя и опухлыя уврачевавый.

Радуйся, трясавичных и огневичных болезней целебниче;

Радуйся, от неисцельныя водяныя и каменныя болезни здрави возставивый.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся; Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 8

Странно недугом неверия одержимым видети, како в мертвенном теле и тленном возможно ангельское проходити житие непреткновенно, и по успении от единаго с верою прикосновения к телу, нетлением почтенному, дивная совершаются; мы же на тебе, святителю Димитрие, новое чудес всемогущаго Бога сбытие слышаще и видяще, молитвами твоими врачуеми, взываем Ему: Аллилуия.

много свеч

Икос 8

Весь распалився искреннею любовию к Богу, всего себе предал еси воле Его; и вся вещественная и тленная вменив уметы быти, духом, душею и сердцем возжелел еси наслаждатися лицезрением Божиим; но ныне вся потребная тебе в вечность испросил еси, не забуди и нас, требующих твоего заступления и ходатайства, да тем паче похвальная восписуем ти:

Радуйся, Богу совершенно угодивый;

Радуйся, венец безсмертныя жизни получивый.

Радуйся, насыщаяйся Божия благодати;

Радуйся, пророки за объяснение их писаний похваленный.

Радуйся, апостолы за последование их стопам ублаженный;

Радуйся, святители за единомысленную с ними ревность прославленный.

Радуйся, мученики за списание страданий их увенчанный;

Радуйся, преподобными за подражание им во всяком благочестии и чистоте постом и молитвою к лику их причтенный.

Радуйся, праведники за высочайшее твое смирение и труды превознесенный;

Радуйся, от всех святых радостными приветствии усретанный.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 9

Всякия беды, скорби и напасти избавляй нас, святе Димитрие, твоими к Богу теплыми молитвами и потщися даровати нам временная благая, к жизни потребная, и вечная, да с тобою купно в селении праведных воспоем Богу: Аллилуия.

горят огни

Икос 9

Витийство человеческое не возможет изрещи довольно количество благодати Божия, излиянныя на тебе, святе Димитрие; но любовию твоею побеждаеми, дерзаем воспевати тебе:

Радуйся, насадителю благих;

Радуйся, искоренителю злых.

Радуйся, чистоты селение;

Радуйся, печальных утешение.

Радуйся, отчаянных заступление;

Радуйся, сирот питателю.

Радуйся, обидимых предстателю;

Радуйся, преподобия и правды истинный хранителю.

Радуйся, пресветлый столпе облачный, просвещали множеством чудес;

Радуйся, облаче росоносный, погашали пламень страстей.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу, о плоти твоей нерадил еси, но постом, бдением, молитвами и непрестанными трудами плоть твою удручил еси, яко в тимпане, во умерщвлении телесе благоприятно Богу вопия: Аллилуия.

много свеч

Икос 10

Стена еси, ограждающая от всех бед, усердно тя в помощь призывающих, святителю Димитрие, яко во всех странах Российския державы ясно проповедуются обильныя чудеса, бывшая у цельбоноснаго твоего гроба. Сего ради ублажаем тя сими:

Радуйся, чаше, источающая нам елей милости Божия;

Радуйся, больных исцеление.

Радуйся, немощных подкрепление;

Радуйся, страждущих скорая помоще.

Радуйся, претыкающихся о камень соблазна наставниче;

Радуйся, обидимых заступниче.

Радуйся, омраченныя просветивый;

Радуйся, просвещенныя утвердивый.

Радуйся, расточенная собравый;

Радуйся, к небесному немерцающему свету направивый.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 11

Пение немолчное принесл еси Пресвятей Троице, святе Димитрие, ово мыслию, ово гласом, ово словом, ово благотворении. И ныне предстоя Престолу Божественному, моли о воспевающих о тебе: Аллилуия.

девушка в храме

Икос 11

Светозарное твое учение, ум небесный являющее, подтверждаемое ныне нетлением мощей твоих и множеством чудес, явное и действительнейшее средство дарова человеколюбивый Бог на обличение еретичествующих и на утверждение православных; ныне святым и медоточным твоим учением упоеннии, с благодарным чувствием вопием та:

Радуйся, учителю премудрый;

Радуйся, пастырю предивный.

Радуйся, исповедниче непоколебимый;

Радуйся, око слепым.

Радуйся, нога хромым;

Радуйся, рука безпомощным.

Радуйся, главо, наполненная небесным учением;

Радуйся, ластовице богоглаголивая.

Радуйся, источниче златострунный;

Радуйся, цевнице духовная.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 12

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги телесныя и душевныя, святе Димитрие, созывает отвсюду почитающих явление твое и чающих тобою получите просимое от Бога. Темже и мы, припадая со умилением, молим тя, избави нас от зол греховных, да благодарно Ему воспоем: Аллилуия.

книга в руке

Икос 12

Поюще твоя чудеса, святителю Димитрие, восхваляем Бога, даровавшаго тебе таковыя силы исцелений. Ты же не возгнушайся нас, грешных и недостойных рабов Его, но услыши нас, во умилении вопиющих тебе сице:

Радуйся, света неприступнаго зрителю;

Радуйся, жениху Христу светел светильник сохранивый.

Радуйся, душевредное уныние от себе истребивый;

Радуйся, жестоким путем райских селений достигнувый.

Радуйся, нищетою богатая стяжавый;

Радуйся, смирением получивый высокая.

Радуйся, теснотою пространство вечное снискавый;

Радуйся, поношением Христа ради вечную с ним славу приявый.

Радуйся, от Святыя Троицы увенчанный;

Радуйся, не гаданием, но лицем к лицу Бога созерцали.

Радуйся, православия ревнителю;

Радуйся, душепагубных расколов искоренителю.

Радуйся, Димитрие, новый и великий чудотворче.

Кондак 13

О великий святителю Димитрие, расколов и ересей искоренителю, приими сие похвальное пение, и моли Всемогущаго умирити мир и спасти души наша, всех православно Триипостасному Богу вопиющих: Аллилуия.

Этот Кондак читать трижды, а потом Икос 1 и Кондак 1.

святая книга

Молитва

«О всеблаженне святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский, услыши нас, грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши! Умоли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит нам по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедраго Бога, но в славу Его и прославление твоего заступления. Даруй нам Богоугодно прейти поприще временный жизни; из бави нас воздушных мытарств и наста ви нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия Лица неизреченную доброту. Церковь Святую от расколов и ересей сохрани, верных же укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружием Крестоноснаго воинства. И подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякие беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь».

руки и свет

Иконография

Митрополита Ростовского изображают до пояса и в полный рост в торжественном облачении епископа. В левой руке святого — посох архиерея. На голове — митра или клобук. Его часто изображают с книгами. Иконописцы брали за основу прижизненные портреты. Поэтому святой предстает то на фоне храма, то рядом с аналоем. В келии митрополита висела Ватопедская икона Божьей Матери. Образ находился у гроба святителя и стал частью его иконографии.

На иконы святого Димитрия добавляют цитаты из его сочинений, часто из «Келейного летописца». Также встречаются образы с текстом тропаря святителю.

В чем помогает

Святителя просят о помощи в просвещении и овладении ораторским искусством. Он покровительствует ученикам школ и студентам, беднякам, сиротам и вдовам. Святой страдал от болезни легких, поэтому к нему можно обращаться с молитвой об исцелении. Его мощи обладают чудотворной силой.

Почитание

Христиане прославляют святителя со второй половины 18 века, после распространения молвы о его чудотворных мощах. В обществе того времени не верили в появление новых святых.

димитрий ростовский

К мощам митрополита Ростовского хлынул поток паломников. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны их уложили в серебряную раку. А Екатерина Вторая пожертвовала Яковлевскому монастырю икону кисти итальянского художника Ротари, впоследствии утерянную. До начала 20 века миряне получали духовное воспитание по «Житиям святых» и печатным проповедям святителя. Книги святого Димитрия уважали писатели-классики — Достоевский, Гоголь, Тургенев.

Друг А. С. Пушкина, поэт В. Кюхельбекер, даже исцелился от глазной болезни благодаря молитвам святителю и посвятил ему стихотворение и стихотворную молитву. Посвящение Димитрию Ростовскому есть и в творчестве И. Бунина, написанное после посещения Яковлевского монастыря.

День памяти

Святителя поминают 3 мая, в Собор Ростовских святых и 28 октября — в день кончины.

Обретение мощей

Дата обретения нетленных мощей святителя — 21 сентября/4 октября. В этот день в 1752 году во время ремонта сруба на могиле митрополита Ростовского обнаружили, что тело его не разложилось. Лежащие рядом рукописи обветшали, а мощи и одежда остались без изменений.

Праздник

19 июля отмечают Собор трех русских святителей — Тихона и Митрофана Воронежских и Димитрия Ростовского. Этот день почитали в 19 веке, но постепенно его убрали из православного календаря. Сейчас церковный праздник возрождается.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector