Житие и иконография святого Павла Фивейского, о чем просят и тексты молитв

Покровителем православного монашества считается святой Павел, который родился в Фиваиде и более 90 лет подвизался как отшельник в пустыне. Несмотря на то, что при своей жизни он самостоятельно не основывал обители, после смерти преподобного у него появилось много подражателей, которые продолжили начатое им служение иночества и построили много монастырей. С молитвами к Павлу Фивейскому обращаются в те моменты, когда подступают сильные искушения, и слабеет вера.

Поиск молитв на все случаи жизни

Биографические сведения

Родился преподобный Павел Фивейский в египетском городе Фиваида и рано осиротел. После смерти родителей на долю юноши выпало много испытаний и притеснений со стороны родственника, который стремился завладеть наследством, оставленным родителями Павлу. С ранних лет Павел прилепился своей душой к Господу и в трудные минуты искал у него утешения.

Когда начались гонения на христиан, которые организовал правитель Декий, святой принял решение удалиться в пустыню, чтобы там спокойно продолжать свое поклонение и служение Господу, на тот момент ему было чуть больше 20 лет. Там у подножия одной горы Павел нашел небольшую пещеру и поселился в ней. В полном одиночестве и безвестности он провел 91 год, непрестанно молясь Всевышнему и читая Священное Писание.

Господь не оставил своего верного слугу и послал ворона, который приносил преподобному отшельнику финики. Спал святой Павел на голой земле, укрывшись пальмовыми ветвями, из них же преподобный соорудил одежду, которая защищала его от палящего зноя и пронзительного холода. Всевышний не хотел, чтобы Павел Фивейский умер никому не известным, и незадолго до смерти открыл его существование другому святому человеку — преподобному Антонию Великому, который также нес служение в Фиваидской пустыне.

В то время, когда Антоний Великий вместе со своими последователями жил в Египетской пустыне, святому однажды пришла мысль, что не существует такого же отшельника, как он, кто поселился бы в уединении раньше его и так усердно подвизался в служении Господу. Но как только Антоний так подумал, ему было видение, и прозвучавший голос сказал, что недалеко от места его обитания есть еще один отшельник, который раньше избрал служение и более совершенен в нем, чем основатель обители.

Услышав глас Господа и устыдившись своих мыслей, Антоний поспешил в путь, чтобы найти того, о ком ему поведал Всевышний. Нещадно палило солнце, так, что раскалились даже камни в пустыне, и физические силы Антония были на исходе, однако бодрость духа вела преподобного по бескрайним пескам и не позволяла повернуть назад. Старец не знал точного пути, но надеялся на водительство Господа, верил, что Всевышний приведет к тому, кто превосходит его в святости и служении Богу.

Передвигаясь по суровой и безлюдной пустыне, Антоний второй день не видел вокруг ничего, кроме следов зверей, и проводил вторую ночь в горячих молитвах, прося Господа направить его стопы к нужному месту. Когда забрезжил рассвет третьего дня, святой заметил одинокую волчицу, которая шла по краю обрыва и выла. Он начал следовать за ней, восприняв появление животного как знак от Всевышнего. Таким образом он подошел к небольшой пещере, где и нес служение преподобный Павел.

павел фивейский

Однако святой, заметив приближение человека, затворил перед ним дверь своего жилища и не пожелал выходить из укрытия. Тогда Антоний упал ниц перед пещерой и начал молить Павла, чтобы он снизошел до общения с ним, говоря, что на это место ему повелел прийти Господь. Также Антоний Великий сказал, что не покинет это место до своей смерти, и Павлу придется хоронить его здесь. Так он взывал к затворнику до конца дня, а преподобный все не подавал признаков жизни и не желал отворять двери пещеры.

В конце концов, Павел вышел к Антонию, так как ему Всевышний также открыл имя пришедшего и его богоугодные цели, святые обнялись, заплакали и стали общаться. Павел спросил, что привело преподобного в такую даль, а Антоний отвечал, что Господь открыл ему правду о человеке, который уже долгое время в полном одиночестве несет служение отшельничества. Также Павел интересовался, как сейчас живет мир, прекратились ли гонения на христианскую веру, и до сих пор ли его соотечественники поклоняются идолам. На что Антоний ответил, что, благодаря молитвам святого, притеснения христиан прекратились, а Православная церковь свободно прославляет имя Бога, не боясь наказаний и казней.

Пока служители так беседовали, и Павел рассказывал причину, которая вынудила его уйти в пустыню, вдруг прилетел ворон, держа в клюве кусок хлеба. Птица положила еду перед святым и скрылась, таким образом Антоний своими глазами смог увидеть, как Всевышний печется о тех, кто служит ему искренне и усердно. Перекусив тем даром, что послал Господь, оба старца продолжили свою беседу до самого утра, после чего Павел сказал, что чувствует приближение смерти и понимает, что Бог послал Антония для того, чтобы тот позаботился о его теле.

Павел попросил святого, чтобы тот вернулся в свою обитель и принес мантию, которую ему подарил епископ Афанасий, чтобы ею покрыть тело. Преподобный поступил так не потому, что ему действительно нужна была эта мантия, а чтобы Антоний не видел тот момент, когда душа Павла покинет тело. Не смея ослушаться, основатель обители вернулся назад, ничего не сказав ученикам, взял необходимую вещь и отправился в обратный путь.

павел фивейский

Однако, еще будучи в дороге, увидел в небесах ангелов, пророков и апостолов и среди них лицо блаженного Павла. Сильно горевал Антоний, что не смог быть рядом с преподобным в момент кончины. Придя к пещере, святой подготовил тело отшельника к погребению и похоронил по христианскому обычаю. Одежду Павла из финиковых листьев Антоний забрал с собой и хранил как величайшую святыню.

Почитание в православии

Днем почитания преподобного Павла Фивейского в православии является 28 января.

Иконография

На иконах египетский отшельник чаще все изображается в плаще, сделанном из пальмовых листьев, однако есть и образы, где святой одет в монашескую одежду и плащ.

павел фивейский икона

Тексты молитв

Для обращения к преподобному используют тропарь или кондак.

Тропарь

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Па́вле, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Павел, дух твой.

павел фивейский икона

Кондак

Я́ко свети́ло незаходя́щее мы́сленнаго Со́лнца,/ соше́дшеся, днесь восхва́лим в пе́снех:/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неразу́мия,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́,// фиве́ев украше́ние, Па́вле преподо́бне, отце́в и по́стников тве́рдое основа́ние.

Перевод: Как свет немеркнущий духовного Солнца, собравшись, сегодня прославим в песнопениях, ибо воссиял ты всем, находящимся во тьме неразумия, всех возводя к Божественной высоте, Фиваиды украшение, Павел преподобный, отцов и постников твердое основание.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector