Будет ли канонизация Оптинских новомучеников, их житие и икона, молитвы

В 1993 году в день празднования Пасхи в Оптиной пустыни, которая в те годы еще только возрождалась от десятилетий воинствующего атеизма, были убиты 3 насельника. Сатанист заколол мечом иеромонаха Василия и двух иноков – Ферапонта и Трофима. В среде православных верующих уже сложилось глубокое почитание Оптинских новомучеников, официальная канонизация убитых святых отцов – процедура небыстрая, церковь собирает документы и свидетельства.

Иеромонах Василий (Росляков). 32 года

Отец Василий в миру носил имя Игорь Росляков. Он родился в декабре 1960 года в Москве. Высокого роста, статный, сильный. Игорь несколько лет выступал за сборную СССР по водному поло. Окончил факультет журналистики МГУ.

Однажды, по совету знакомого, оказался в храме, так как житейские беды не давали успокоиться. Посещение церкви изменило Игоря, он уверовал, стал молиться, соблюдать посты, хотя продолжал заниматься спортом.

Важной вехой в жизни Игоря стала встреча с архимандритом Иваном Крестьянкиным, который после бесед с молодым человеком посоветовал оставить мирскую жизнь и принять постриг. Росляков оказался в Оптиной пустыни в 1988 году.

Монастырь был в разрухе, монахам приходилось много работать, исполняя разные послушания. Игорь принял постриг, затем стал иеромонахом под именем Василий. Мать, приехавшая к Василию, сетовала на его решение, уговаривала вернуться в мир.

По воспоминаниям обитателей монастыря, прихожан и паломников, Василий был человеком скромным, немногословным, постоянно сосредоточенным на молитве. В нем чувствовалась огромная внутренняя работа, пренебрежение к мирским радостям.

Святой отец много читал, нес послушание летописца монастыря. Проповеди Василия любили прихожане и насельники. Все видели его глубокую сосредоточенность, не отвлекали праздными вопросами и беседами.

оптинские новомученики канонизация

Инок Трофим (Татарников). 39 лет

Леонид Иванович Татарников родом из Иркутской области. В юности он окончил железнодорожное училище, несколько лет был машинистом. Затем сменил сферу деятельности – ходил в море на рыболовецком судне. Увлекался фотографией, народными танцами.

Леонид был личностью с множеством интересов, часто менял профессии – поработал сапожником, скотником. Затем судьба привела его на Алтай. Здесь он пришел к вере, решил совершить паломничество в Оптину пустынь. В 1991 году принят в братию и наречен Трофимом.

Став иноком, и обретя свое призвание в монашеской жизни, Трофим говорил, что благодарен Господу за науку и возможность применить свой богатый опыт на пользу людям и святой церкви.

Монах славился твердостью духа, в страстную седмицу отказывался от пищи, продолжая исполнять свои работы. Трудился скотником, заведовал расселением паломников, был кузнецом и пахарем. Трофим, выполняя множество обязанностей, иногда получал епитимии от наставников за огрехи в работе. Инок всегда принимал их покорно, понимал, что согрешил и заслужил наказание от Господа.

Родным Трофим писал, что только учится быть монахом, призывал отказаться от стяжательства, прощать друг друга и молиться за него.

оптинские новомученики канонизация

Инок Ферапонт (Пушкарев). 37 лет

Владимир Пушкарев тоже сибиряк, родился в Новосибирской области. Хорошо играл на гитаре, в юности был веселым и заводным. Затем выучился на лесовода и 3 года проработал егерем в Хабаровском крае, живя отшельником в лесу в совершенном одиночестве.

Затем переехал в Ростов. Здесь впервые задумался о вере, толчком послужило знакомство с женщиной, едва не погибшей в аварии. По совету знакомой Владимир стал читать духовные книги и ходить в храм.

Побывав паломником в Оптиной пустыни, Пушкарев решил стать монахом, простился со всеми близкими. С 1990 года он стал жить в обители, принял постриг под именем Ферапонт.

Монахи называли его ангелом молчания. Ферапонт удивлял всех насельников и мирян тихим нравом, добродушием и постоянной погруженностью в молитву. Много читал, делал выписки из книг, развешивал их в келье. Мало общался с братией, но гордецом его никто не считал.

Ферапонт готовил в трапезной, мог смастерить любую поделку из дерева, вырезал кресты, был умелым звонарем. Монахи вспоминают, что перед Пасхой Ферапонт, словно зная, что его дни сочтены, раздарил свои рабочие инструменты и вещи.

оптинские новомученики канонизация

Николай Аверин

Трех монахов в Оптиной пустыни убил Николай Аверин. Он родился в 1961 году недалеко от монастыря в Калужской области. В 1990 году в возрасте 29 лет стал известен милиции – с заявлением на Аверина об изнасиловании обратилась некая женщина. Но до суда дело не дошло, так как потерпевшая от обвинений отказалась.

Уже через год жертвой Аверина стала другая женщина, которую он не только изнасиловал, но и жестоко избил. После проведения судебно-психиатрической экспертизы мужчину признали невменяемым и поместили в клинику. Спустя год будущего убийцу из психлечебницы выпустили, признав инвалидом 3-й группы. Аверин вернулся на родину в село Волконское.

После трагедии вскрылись подробности подготовки Аверина к убийству монахов. Мужчина заранее запасся черными матросскими шинелями, которые носили братья. Отпустил бородку, чтобы его можно было принять за одного из монахов.

Аверин несколько раз приходил в подворье, подолгу следил за перемещениями звонарей и других монахов, рассмотрел все входы и выходы, изучая пути отхода из обители.

оптинские новомученики канонизация

18 апреля 1993 года – красная Пасха

Жаждущий громкой славы Аверин для убийства выбрал день Пасхи. 18 апреля он еще по темноте пришел в монастырский двор, узнал у паломниц время Литургии, на которую все монахи собирались в храме.

Аверин дождался, когда иноки Ферапонт и Трофим взошли на звонницу и поднялся следом. У него был заготовлен и наточен длинный нож с вырезанным числом 666. Первым от рук убийцы пал Ферапонт. Затем Аверин нанес удар Трофиму, но, уже умирая, монах успел ударить в колокол. Вместо пасхального звона над монастырем прозвучал набат.

Мимо звонницы проходил иеромонах Василий и встретился лицом к лицу с убийцей. Они коротко переговорили, Аверин ударил Василия в спину, нанеся смертельную рану, от которой спустя час иеромонах скончался в больнице.

Убийца по поленнице взобрался на стену монастыря, спрыгнул вниз и подался в леса. Женщины-паломницы, находящиеся рядом со звонницей и убитыми монахами, ничего не увидели. В утренней темноте понять, что случилось, было невозможно. Не дождавшись колокольного звона, они поднялись на колокольню и обнаружили истекающих кровью монахов.

оптинские новомученики канонизация

Для всех, знавших погибших монахов в мирской жизни, остается неясным, как маленький тщедушный Аверин смог справиться с тремя мужчинами – рослыми, сильными, неробкого десятка. Святые отцы могли бы постоять за себя и против человека с оружием, но этого не случилось.

Монахи приняли смерть без сопротивления, будто готовые к ней, получившие некий тайный знак о необходимости жертвы. Все строго соблюдали пост, были постоянно погружены в себя, творили нескончаемую молитву. Монахи не осквернили обитель дракой, не махали кулаками, не отнимали оружие у убийцы.

Аверин все рассчитал верно – в сумерках его приняли за своего, не ждали подлости, погруженные в молитву монахи не думали о защите своей жизни.

Справка: книга Нины Павловой «Пасха красная» написана по благословению Православной церкви и рассказывает о трагедии в Оптиной пустыни, унесшей жизни трех монахов.

оптинские новомученики канонизация

Расследование убийства. Арест Аверина

Милиция приехала в обитель после известия о смерти монахов. Отец Василий скончался в больнице. Братия горько сожалела, что попытки спасти раненого успехом не увенчались, Василия напрасно вывезли, не дав спокойно отойти в монастыре, который иеромонах горячо любил.

До проведения экспертиз милиция подозревала в убийстве монахов, так как Аверин умело замаскировался под обитателей Оптиной пустыни. Несколько человек из братии были арестованы. Пресса ядовито писала о перепившихся православных, зарезавших монахов.

Аверин некоторое время скрывался в Тульской области, где успел совершить кражу. Затем убийца вернулся в родное село. Аверин бросил нож в монастыре, его разоблачили по отпечаткам пальцев на орудии убийства.

Арестованный Аверин не стал запираться, он даже гордился содеянным, подробно рассказал об убийстве монахов. Второпях проведенная экспертиза признала его невменяемым и направила в лечебницу. Аверину выставили диагноз – шизофрения, дело закрыли.

оптинские новомученики канонизация

Православные и братия, любившие убитых монахов, уверены, что следствие проведено скверно. Свидетели, на слова которых милиция не обратила особого внимания, утверждают, что у Аверина были сообщники или вдохновители. Находясь в монастыре, они наблюдали за действиями убийцы, их многие видели и могли опознать.

По словам односельчан Аверина, незадолго до Пасхи он внезапно разбогател – пил сам и угощал знакомых, хотя обычно денег не имел. Готовясь к убийству Аверин демонстративно точил нож, охотно показывал его знакомым и обещал «подрезать» монахов.

Следствие никаких связей Аверина выявить не пыталось, преступника обозначили невменяемым одиночкой. Судьба Аверина неизвестна, о смерти или выходе из психиатрической больницы не сообщалось.

Икона и молитва

Оптинских новомучеников на иконах пишут втроем – в центре отец Василий, иноки Трофим и Ферапонт по краям. Монахов изображают в одеждах, предписанных уставом обители. Варианты изображения:

  • с крестом – символом мученической смерти в руках;
  • с пасхальными куличами и яйцами, так как монахи приняли смерть в день Пасхи;
  • Трофим и Ферапонт держат на руках Оптину пустынь;
  • ноги монахов скрыты в облаках.

Освященные иконы с изображением новомучеников можно приобрести в храмах. К убиенным в день Пасхи монахам Оптиной пустыни часто обращаются с молитвенными просьбами.

оптинские новомученики канонизация

Текст молитвы

О достоблаженные и приснопамятные мученики за Христа, Спасителя нашего, преподобные отцы Оптинстии: Василие, Трофиме и Ферапонте! Услышите сие моление наше, о пречудные страдальцы, зрящие ныне Пресвятую Троицу! Испросите нам у Господа Вседержителя терпения и благодатного подкрепления в скорбех и болезнех многоразличных, угашения страстей, мир и тишину сердцам нашим. Ибо скоро преклоняется на Ваше ходатайство Господь, пред Которым кровь ваша мученическая сияет яко россыпь алмазная и благоухает паче ладана. Ей, угодники Божии, любимцы Христовы, не оставьте нас, но наставляйте всегда на путь истинный. И да молитвами вашими не вселится в нас дух антихристов во дни лютых испытаний. И да молитвами вашими сподобимся внити в Нетленные Чертоги Царствия Небеснаго, где купно с вами будем славить и воспевать всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

оптинские новомученики канонизация

В чем помогает молитва Оптинским новомученикам?

Канонизация убитых монахов еще не состоялась. Но уже зафиксировано документально немало чудес, явленных по молитвам к новомученикам. В молитвах просят:

  • об укреплении веры, помощи в духовном развитии;
  • об обретении правильного пути, разрешении сложных проблем;
  • о даровании мужества, стойкости перед тяжелыми испытаниями;
  • о здоровье для себя и близких.

Просить можно о помощи в любых житейских проблемах, добрых делах. Принявшие мученическую смерть монахи были людьми добрыми, отзывчивыми, прошедшими непростой жизненный путь. Молитвы новомученикам Оптиной пустыни от сердца и с надеждой оказываются действенными, помогают разрешить многие проблемы.

Монахи Оптиной пустыни приняли смерть в день Пасхи. Монашеский путь их был кратким, оборвался мученической кончиной. Все трое разными путями пришли к православию, обрели веру в стране, прошедшей тяжелые годы гонений на церковь. Оптинские монахи еще не канонизированы, но почитаемы всеми верующими, которые уверены, что братья молят Господа за всех нас и помогают в трудную минуту.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector