Житие преподобного Никона Радонежского и в чем помогает святой, тексты молитв
Житие Никона Радонежского было составлено Пахомием Сербом в 15-м столетии. Из жизнеописания преподобного известно, что он внес огромный вклад в книгописание духовной литературы и был одним из учеников Сергия Радонежского. К святому за помощью обращаются в трудных ситуациях, когда необходимо принять важное решение. Для ритуала используют короткую молитву либо читают акафист, делать это можно как в православном храме, так и в домашних условиях.
Содержание
- 1 Житие преподобного Никона Радонежского
- 2 В чем помогает святой
- 3 Иконография
- 4 Почитание в православии
- 5 Тексты молитв
- 5.1 Тропарь
- 5.2 Акафист
- 5.2.1 Кондак 1
- 5.2.2 Икос 1
- 5.2.3 Кондак 2
- 5.2.4 Икос 2
- 5.2.5 Кондак 3
- 5.2.6 Икос 3
- 5.2.7 Кондак 4
- 5.2.8 Икос 4
- 5.2.9 Кондак 5
- 5.2.10 Икос 5
- 5.2.11 Кондак 6
- 5.2.12 Икос 6
- 5.2.13 Кондак 7
- 5.2.14 Икос 7
- 5.2.15 Кондак 8
- 5.2.16 Икос 8
- 5.2.17 Кондак 9
- 5.2.18 Икос 9
- 5.2.19 Кондак 10
- 5.2.20 Икос 10
- 5.2.21 Кондак 11
- 5.2.22 Икос 11
- 5.2.23 Кондак 12
- 5.2.24 Икос 12
- 5.2.25 Кондак 13
Житие преподобного Никона Радонежского
Местом рождения преподобного считается город Юрьев-Польский, который располагался недалеко от обители, в которой подвизался Сергий Радонежский. Появился будущий святой на свет в благочестивой семье, и его с малолетства воспитывали в духе смирения и почтения Господа, произошло это в 1352 году.
С юношества мальчик слышал о благоговейной жизни преподобного Сергия, который нес служение в одной из обителей, располагавшейся неподалеку от города Радонеж. Молитвенные подвиги Сергия и всей управляемой им братии были известны далеко за пределами монастыря, и молодой человек загорелся всей душой увидеть святого мужа и стать частью служения, которое несли иноки.
В молитвах со слезами и сокрушенным сердцем Никон молил Всевышнего, чтобы он благословил его увидеть преподобного Сергия и стать его последователем. Спустя некоторое время юноша принимает решение оставить родительский дом и отправиться в обитель к Сергию. Придя в монастырь, молодой человек, прежде всего, захотел увидеть того, ради которого проделал путь.
Встретив великого подвижника, Никон припал в слезах к его ногам и сказал, что хотел бы принять иноческий постриг и стать последователем преподобного. Сергий Радонежский был проницательным человеком и сразу же разглядел чистую и искреннюю душу юноши и полюбил его всем сердцем. Однако сразу исполнять просьбу молодого человека святитель не спешил, решив вначале испытать его, как и всех, кто приходил в обитель и хотел стать монахом.
Святой Сергий не принял Никона в обитель, а отправил к одному из своих учеников — Афанасию Высоцкому, который управлял Серпуховским монастырем и прославился богоугодной жизнью и смиренным служением Господу. Покорившись без сомнений преподобному, юноша отправился к святителю Афанасию, так как очень хотел стать иноком и служить Всевышнему.
Придя к указанной ему обители, молодой человек тихонечко постучал в двери келлии, где жил Афанасий. Старец отворил окошко и поинтересовался, что привело Никона в обитель. Тот ответил, что пришел по указанию Сергия Радонежского и желает принять иноческий постриг. Святитель не сразу исполнил просьбу Никона, говоря, что монашеский подвиг и жизнь в обители не каждому под силу, и только избранные могут пройти все испытания, с которыми сталкиваются монахи. Однако Никон не переставал умолять старца и плакать, в итоге святитель убедился, что юноша действительно готов принять постриг, и провел ритуал.
Все время, на протяжении которого Никон жил в обители, Афанасий наставлял его в разумении Священного Писания, вместе с ним совершая молитвы. Видя, что инок искренне желает посвятить свою жизнь непрестанному служению Богу, он содействовал его дальнейшему монашескому совершенствованию. По истечении нескольких лет Никон захотел вновь увидеться с преподобным Сергием и получить от него особое благословение на дальнейшее служение. Он попросил Афанасия совершить над ним молитву и с миром отпустить из монастыря.
Вернувшись в обитель Сергия Радонежского, молодой инок припал к его ногам и в слезах просил благословить на дальнейший монашеский подвиг. Преподобный не только благословил юношу, но и оставил его в своей обители в качестве ученика. Внимая всем наставлениям и научениям Сергия, Никон конкретными делами показал обильные плоды добродетельной жизни. Преподобный видел особую благодать, которой было наполнено сердце Никона, и принял решение сделать своим преемником и оставить после себя управлять обителью.
Чтобы проверить, справится ли монах с возложенными на него обязанностями, Сергий вначале сделал его своим помощником, возложив на него попечение о братии. Убедившись, что Никон с любовью и смирением выполняет эту задачу, за 6 месяцев до своей кончины преподобный полностью передал ему управление обителью.
Вначале молодой инок не хотел брать на себя такую ответственность, считая недостойным управлять братией, но не посмел ослушаться наставника и со смирением принял возложенное бремя.
После смерти Сергия Радонежского Никон проявил себя как истинный душепопечитель, который со всей ответственностью заботился о монахах, населяющих обитель. Для каждого инока находил нужные слова одобрения и научения, его любили за кроткий и смиренный нрав и благочестивое поведение.
После многочисленных подвигов и трудов Никон Радонежский отошел к Господу в 1426 году, его погребли рядом с ракой его учителя — преподобного Сергия. Позже над могилой был возведен храм, носивший его имя.
В чем помогает святой
К преподобному Никону обращаются с молитвами в таких случаях:
- о прибавлении послушания детям и для благословения их в учебе;
- для обретения смирения перед Господом.
Иконография
На иконах Никон Радонежский изображается как в обычной иноческой одежде, так и в парадной священнической. В одной руке святой держит свиток со стихами из Священного Писания, а другая поднята в благословляющем жесте.
Почитание в православии
Днями памяти преподобного в православии считаются 7/20 июля и 17/30 ноября.
Тексты молитв
В молитвословах есть акафист в честь святого и короткая молитва, которую читают дома.
Тропарь
Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 1
Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Ты был ревнителем послушания, преподобный Никон всегда вспоминаемый, ибо прекрасный храм Святой Троицы в прославление отца твоего духовного воздвиг ты. Потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».
Акафист
Кондак 1
Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения: Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Икос 1
Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:
Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.
Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.
Радуйся, корень зла в себе победивый.
Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 2
Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.
Икос 2
Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:
Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;
Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.
Радуйся, иноческий путь на земли избравый;
Радуйся, прелести мира сего поправый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 3
Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:
Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;
Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.
Радуйся, ревностным иноком себе явивый;
Радуйся, радость небесную получивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 4
Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:
Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;
Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.
Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;
Радуйтеся, ангельского жития подражателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.
Кондак 5
Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:
Радуйтеся, искреннии наши наставницы;
Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.
Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;
Радуйтеся, монашествующих собирателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.
Кондак 6
Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:
Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;
Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.
Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;
Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.
Кондак 7
Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:
Радуйся, добрый пастырю овец своих;
Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.
Радуйся, твердый исполнителю его велений;
Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 8
Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:
Радуйся, скорый послушателю верных молений;
Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.
Радуйся горе предстоящий;
Радуйся, доле усердием горящий.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 9
Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:
Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;
Радуйся, откровений Божиих зрителю.
Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 10
Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:
Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;
Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.
Радуйся, многи скорби претерпевый;
Радуйся, от них же Господом избавивыйся.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:
Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;
Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.
Радуйся, Пасху вечную миру явивый;
Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 12
Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:
Радуйся, светильниче веры и благочестия;
Радуйся, луче Света Невечерняго.
Радуйся, наследниче жизни вечныя;
Радуйся, радосте наша и похваление.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 13
О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.