Описание неканонических икон и чем они отличаются от канонических, сравнение
Изображения на религиозные сюжеты в Западной и Восточной церкви имеют кардинальные различия, поэтому их подразделяют на иконы канонические и неканонические. Православная иконография носит условный характер, благодаря чему верующий сосредотачивается на духовном общении с Высшими Силами и святыми. Католическая иконопись близка к живописи, так как отражает отношение художника к своему творению.
Что такое иконописный канон?
«Канон» в переводе с греческого означает «правило», «норма». Иконописный канон – это свод правил, художественных приемов, обязательных при создании икон. В церковном понимании это означает отображение образа в соответствии с сюжетом, через который показан внутренний смысл иконографии.
Правила изображения святых
Основной прием расположения фигур на православных иконах – фронтальный разворот главных действующих лиц. Если же они повернуты друг к другу, то лица все равно обращены на три четверти к смотрящему на образ. В профиль изображают второстепенные и отрицательные персонажи.
Канонические правила зависят от персонажа сюжета образа.
Различают каноны изображения:
- Христа;
- Божьей Матери;
- ангелов;
- святых;
- праздников.
Самые строгие предписания касались Иисуса Христа. Он мог быть изображен один или в окружении святых.
Его облик должен соответствовать библейскому описанию:
- средних лет;
- темноволосый;
- с небольшой бородой;
- величавого вида;
- правая рука поднята в благословляющем жесте.
Изображения могут быть:
- головы;
- до плеч;
- до пояса;
- в полный рост.
Справа и слева от головы Иисуса Христа должны быть написаны буквы И. Х. Нимб перечеркнут крестом, как напоминание о жертве за род человеческий.
Иконография облика Божьей Матери более разнообразна, чем у Сына Божьего. Совокупность типов изображений Богородицы сгруппирована по 8 сюжетам, отличающихся композиционно и по действующим лицам.
Типы богородичных икон:
- в полный рост с поднятыми руками и младенцем на груди (Оранта);
- с младенцем на руках, который держит свиток и благословляет (Одигитрия);
- без Сына, рядом с архангелом Гавриилом (Благовещение);
- Мать и Сын соприкасаются щеками (Елеуса);
- вместе с Сыном восседает на троне (Панахранта);
- Мать кормит Сына грудью (Млекопитательница);
- Богородица со взрослым Иисусом и Ионном Крестителем (Деисус);
- лежит на одре, рядом 12 апостолов, над головой Иисус Христос (Успение);
- одиночная (портрет).
Согласно канонам, облик Богородицы узнаваем на всех иконах:
- удлиненный овал лица;
- миндалевидный разрез глаз;
- дугообразные брови;
- прямой, тонкий нос;
- маленький рот.
Одежда Богоматери – это туника, покрывало, закрывающее голову и плечи.
Преобладают цвета:
- оттенки красного;
- оттенки синего;
- фиолетовый;
- золотой.
Относительно изображения Святой Троицы, то канонической считается одноименная икона А. Рублева. Описание ангелов, архангелов, херувимов, серафимов должно соответствует библейским текстам. Это Божьи Создания с крыльями, одетые чаще всего в белоснежные хитоны и плащи, или в воинские латы (архангел Михаил). Каждый держит в руках свой атрибут: меч, жезл, зерцало. У всех Бесплотных Высших Сил над головой имеется нимб.
Святых на иконах изображают, если известно, как они выглядели при жизни, с элементами портретного сходства. В сюжете отражается главная суть их служения Господу.
Цветовая палитра
Правила использования цветовой гаммы отражают Божественную премудрость. Каждый цвет имеет свое место и назначение. В канонической иконописи краски никогда не смешивались, а накладывались один на другой. Такой метод позволяет получить нужный цветовой оттенок. Для получения неземного эффекта на цветные драпировки делают высветления другим цветом.
Основной цвет на иконах – золотой, символ Царствия Небесного, вечности и благодати. Часто используется как фон. Для бюджетных вариантов использовали охристые, охристо-желтые цвета. Золотом расписана одежда Божьей Матери, Иисуса Христа, святых, крылья ангелов, евангелия, нимбы над головами святых.
Белый и серебряный цвет означают чистоту, святость, евангельское красноречие. У праведников, святых одеяния белого цвета.
Синий – это цвет бесконечности, символ стремления к Богу, мудрости и откровения. В одеяния такого цвета облачены Иисус Христос, апостолы. Голубой – символ небесной чистоты, цвет Богородицы. Голубым бывает фон икон. Одежды Богоматери в соответствии с каноном полагается писать голубым или бордовым цветом.
Красный тон цветовой гаммы встречается на образах чаще других, как излучатель животворной энергии, любви. Но также это и цвет крови, что ассоциируется мучениями. Поэтому красный цвет – это и символ Воскресения, и символ страданий, ужаса. Красный фон икон может означать торжество победы над смертью и картины ада. Оттенки красного, бордовый и багряный, в иконописи используют для окрашивания одеяний Спасителя, Богородицы, святых земных правителей.
В зеленый тон на образах раскрашены виноградная лоза, травы, листья. Он означает победу над смертью, вечную жизнь, это знак Святого Духа.
В коричневый тон на иконах окрашены земля, горы, одеяния святых пустынников. Это цвет смирения, отказа от мирского, бренности человеческой жизни. Реже всего в иконописи используется черный цвет, совсем не применяется серый. В черный цвет окрашивают могилы, ад, пещеры (символ зла и смерти). Серый тон, получаемый от смешения черного и белого, зла и добра, означает неопределенность, небытие.
Перспектива
Православные иконописцы отказались от линейной перспективы, сохранив традицию обратной перспективы. Обоснованием является тезис, что икона – это не картина. Иконописец изображает то, что никто не видел. Воплощение образа зависит от его духовного состояния, не «плотского», а «духовного» зрения. Применение обратной перспективы позволяет расширять и углублять изображение, приближая икону к религиозному содержанию воплощенного на доске или фреске сюжета.
При прямой перспективе линии сходятся в глубине плоскости изображения. В случае с обратной линии сходятся вне образа, что подчеркивает неземную сущность происходящего с персонажами иконы, показывает благодать, осеняющую земной мир из мира небесного. Благодаря приему обратной перспективы окно в священный мир раскрывается вширь. Пространство не от мира земного на иконах обозначено золотым фоном, а предметы, их взаимное расположение, даны в обратной перспективе.
Отображение времени
Для отображения библейского сюжета на иконе могут присутствовать события, произошедшие в разные периоды времени.
Жесткие рамки или свобода творчества?
Использование определенного набора правил в иконописи не мешает свободе творчества. Например, известные иконописцы А. Рублев и Ф. Грек использовали один и тот же канон, но по манере исполнения значительно отличаются друг от друга.
Канонические иконы
Православные иконы каноничны по своей сути, по способу создания. Каждая деталь изображения наделена смыслом. Каноническая икона – это условный, вневременный образ, посредник для общения православного верующего с Богом, Богородицей и святыми. Изображение лишено внешних эмоций, как и при чтении молитв псаломщиком. Для восприятия иконографических символов требуется духовная концентрация молящегося.
Неканонические
Католические иконы не относятся к каноническим. Это картины на религиозные темы. Для западной иконописи характерно применение прямой перспективы. Изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых лишены условности. Верующие видят их в привычном для себя человеческом облике. Цвет не несет символической нагрузки. Католическая икона имеет эмоциональную окраску, отражает мироощущения автора.
Итоги
Для канонических икон присущ символизм, затрагивающий все аспекты создания иконописного образа: цвет, перспектива, композиция. Соблюдение канонов необходимо для создания творения, в котором в строго соподчиненном равновесии находятся форма, свет, линии, цветовая гамма. Иконописец изображает невидимое. Церковный канон – это способ сохранить и передать то, что было доступно только избранным.