Описание неканонических икон и чем они отличаются от канонических, сравнение

Изображения на религиозные сюжеты в Западной и Восточной церкви имеют кардинальные различия, поэтому их подразделяют на иконы канонические и неканонические. Православная иконография носит условный характер, благодаря чему верующий сосредотачивается на духовном общении с Высшими Силами и святыми. Католическая иконопись близка к живописи, так как отражает отношение художника к своему творению.

Поиск молитв на все случаи жизни

Что такое иконописный канон?

«Канон» в переводе с греческого означает «правило», «норма». Иконописный канон – это свод правил, художественных приемов, обязательных при создании икон. В церковном понимании это означает отображение образа в соответствии с сюжетом, через который показан внутренний смысл иконографии.

Правила изображения святых

Основной прием расположения фигур на православных иконах – фронтальный разворот главных действующих лиц. Если же они повернуты друг к другу, то лица все равно обращены на три четверти к смотрящему на образ. В профиль изображают второстепенные и отрицательные персонажи.

Канонические правила зависят от персонажа сюжета образа.

Различают каноны изображения:

  • Христа;
  • Божьей Матери;
  • ангелов;
  • святых;
  • праздников.

Самые строгие предписания касались Иисуса Христа. Он мог быть изображен один или в окружении святых.

Его облик должен соответствовать библейскому описанию:

  • средних лет;
  • темноволосый;
  • с небольшой бородой;
  • величавого вида;
  • правая рука поднята в благословляющем жесте.

неканонические иконы

Изображения могут быть:

  • головы;
  • до плеч;
  • до пояса;
  • в полный рост.

Справа и слева от головы Иисуса Христа должны быть написаны буквы И. Х. Нимб перечеркнут крестом, как напоминание о жертве за род человеческий.

Иконография облика Божьей Матери более разнообразна, чем у Сына Божьего. Совокупность типов изображений Богородицы сгруппирована по 8 сюжетам, отличающихся композиционно и по действующим лицам.

Типы богородичных икон:

  • в полный рост с поднятыми руками и младенцем на груди (Оранта);
  • с младенцем на руках, который держит свиток и благословляет (Одигитрия);
  • без Сына, рядом с архангелом Гавриилом (Благовещение);
  • Мать и Сын соприкасаются щеками (Елеуса);
  • вместе с Сыном восседает на троне (Панахранта);
  • Мать кормит Сына грудью (Млекопитательница);
  • Богородица со взрослым Иисусом и Ионном Крестителем (Деисус);
  • лежит на одре, рядом 12 апостолов, над головой Иисус Христос (Успение);
  • одиночная (портрет).

неканонические иконы

Согласно канонам, облик Богородицы узнаваем на всех иконах:

  • удлиненный овал лица;
  • миндалевидный разрез глаз;
  • дугообразные брови;
  • прямой, тонкий нос;
  • маленький рот.

Одежда Богоматери – это туника, покрывало, закрывающее голову и плечи.

Преобладают цвета:

  • оттенки красного;
  • оттенки синего;
  • фиолетовый;
  • золотой.

Относительно изображения Святой Троицы, то канонической считается одноименная икона А. Рублева. Описание ангелов, архангелов, херувимов, серафимов должно соответствует библейским текстам. Это Божьи Создания с крыльями, одетые чаще всего в белоснежные хитоны и плащи, или в воинские латы (архангел Михаил). Каждый держит в руках свой атрибут: меч, жезл, зерцало. У всех Бесплотных Высших Сил над головой имеется нимб.

Святых на иконах изображают, если известно, как они выглядели при жизни, с элементами портретного сходства. В сюжете отражается главная суть их служения Господу.

неканонические иконы

Цветовая палитра

Правила использования цветовой гаммы отражают Божественную премудрость. Каждый цвет имеет свое место и назначение. В канонической иконописи краски никогда не смешивались, а накладывались один на другой. Такой метод позволяет получить нужный цветовой оттенок. Для получения неземного эффекта на цветные драпировки делают высветления другим цветом.

Основной цвет на иконах – золотой, символ Царствия Небесного, вечности и благодати. Часто используется как фон. Для бюджетных вариантов использовали охристые, охристо-желтые цвета. Золотом расписана одежда Божьей Матери, Иисуса Христа, святых, крылья ангелов, евангелия, нимбы над головами святых.

Белый и серебряный цвет означают чистоту, святость, евангельское красноречие. У праведников, святых одеяния белого цвета.

неканонические иконы

Синий – это цвет бесконечности, символ стремления к Богу, мудрости и откровения. В одеяния такого цвета облачены Иисус Христос, апостолы. Голубой – символ небесной чистоты, цвет Богородицы. Голубым бывает фон икон. Одежды Богоматери в соответствии с каноном полагается писать голубым или бордовым цветом.

Красный тон цветовой гаммы встречается на образах чаще других, как излучатель животворной энергии, любви. Но также это и цвет крови, что ассоциируется мучениями. Поэтому красный цвет – это и символ Воскресения, и символ страданий, ужаса. Красный фон икон может означать торжество победы над смертью и картины ада. Оттенки красного, бордовый и багряный, в иконописи используют для окрашивания одеяний Спасителя, Богородицы, святых земных правителей.

В зеленый тон на образах раскрашены виноградная лоза, травы, листья. Он означает победу над смертью, вечную жизнь, это знак Святого Духа.

В коричневый тон на иконах окрашены земля, горы, одеяния святых пустынников. Это цвет смирения, отказа от мирского, бренности человеческой жизни. Реже всего в иконописи используется черный цвет, совсем не применяется серый. В черный цвет окрашивают могилы, ад, пещеры (символ зла и смерти). Серый тон, получаемый от смешения черного и белого, зла и добра, означает неопределенность, небытие.

неканонические иконы

Перспектива

Православные иконописцы отказались от линейной перспективы, сохранив традицию обратной перспективы. Обоснованием является тезис, что икона – это не картина. Иконописец изображает то, что никто не видел. Воплощение образа зависит от его духовного состояния, не «плотского», а «духовного» зрения. Применение обратной перспективы позволяет расширять и углублять изображение, приближая икону к религиозному содержанию воплощенного на доске или фреске сюжета.

При прямой перспективе линии сходятся в глубине плоскости изображения. В случае с обратной линии сходятся вне образа, что подчеркивает неземную сущность происходящего с персонажами иконы, показывает благодать, осеняющую земной мир из мира небесного. Благодаря приему обратной перспективы окно в священный мир раскрывается вширь. Пространство не от мира земного на иконах обозначено золотым фоном, а предметы, их взаимное расположение, даны в обратной перспективе.

неканонические иконы

Отображение времени

Для отображения библейского сюжета на иконе могут присутствовать события, произошедшие в разные периоды времени.

Жесткие рамки или свобода творчества?

Использование определенного набора правил в иконописи не мешает свободе творчества. Например, известные иконописцы А. Рублев и Ф. Грек использовали один и тот же канон, но по манере исполнения значительно отличаются друг от друга.

неканонические иконы

Канонические иконы

Православные иконы каноничны по своей сути, по способу создания. Каждая деталь изображения наделена смыслом. Каноническая икона – это условный, вневременный образ, посредник для общения православного верующего с Богом, Богородицей и святыми. Изображение лишено внешних эмоций, как и при чтении молитв псаломщиком. Для восприятия иконографических символов требуется духовная концентрация молящегося.

Неканонические

Католические иконы не относятся к каноническим. Это картины на религиозные темы. Для западной иконописи характерно применение прямой перспективы. Изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых лишены условности. Верующие видят их в привычном для себя человеческом облике. Цвет не несет символической нагрузки. Католическая икона имеет эмоциональную окраску, отражает мироощущения автора.

неканонические иконы

Итоги

Для канонических икон присущ символизм, затрагивающий все аспекты создания иконописного образа: цвет, перспектива, композиция. Соблюдение канонов необходимо для создания творения, в котором в строго соподчиненном равновесии находятся форма, свет, линии, цветовая гамма. Иконописец изображает невидимое. Церковный канон – это способ сохранить и передать то, что было доступно только избранным.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector