Икона Коронование Пресвятой Богородицы, почитание и молитвы к Богоматери

Один из иконописных образов Богоматери, почитаемых в православии и католицизме, – «Коронование Девы Марии». Истоки сюжета взяты из Псалтыри и Песни Песней царя Соломона. Атрибуты композиции западноевропейские художники позаимствовали из популярного в Средневековье литературного сочинения «Золотая легенда». В православной иконографии эта тема появилась на четыре столетия позднее и имела впоследствии свою интерпретацию.

Поиск молитв на все случаи жизни

Значение термина в православии

Коронование (синоним коронация) означает совершение религиозного церемониала посвящения в верховную власть, с возложением короны. В переводе с латинского «корона» означает «венок». Ритуальная форма, материалы, из которого изготовлена, и способ ношения короны имеют символическое значение.

Что означает корона:

  • бессмертие и вечность;
  • божественность;
  • величие;
  • царственность.

Римско-католическое вероисповедание делит Вознесение Божьей Матери на 4 цикла:

  • Успение при апостолах;
  • погребение;
  • Вознесение;
  • Коронация после Вознесения.

Царицей Небесной Мария может называться только после коронования. Вместе с тем, нигде в Священном Писании не говорится конкретно о том, что Дева Мария была коронована после Вознесения. Об этом факте имеются косвенные свидетельства из текста псалма 44:10-15 (о Царице, ставшей справа от Бога в золотом убранстве); видения Иоанна Богослова («явилась жена… и на голове у нее венец из двенадцати звезд»).

коронование богоматери

Иконы про коронование пресвятой Богородицы

Сюжет иконографии относится к XII-XIII веку. В этот период в западноевропейском искусстве появился большой интерес к теме коронования Богородицы. В 1260 году увидело свет и обрело огромную популярность литературное произведение доминиканского монаха Иакова Ворагинского «Золотая легенда». В книге были собраны христианские легенды и жития святых, написанные в занимательном ключе.

Фрагменты описаний из «Золотой легенды» были использованы средневековыми живописцами и иконописцами при написании изображений с коронованием Девы Марии. Главное отличие этой иконы от прочих заключается в том, что на голове Богородицы корона отсутствует.

коронование богоматери

В иконографии встречается несколько вариантов изображений:

  • Иисус Христос и Дева Мария сидят рядом на тронах. Сын держит над головой Матери корону.
  • На иконе изображена Святая Троица. Между Богом-Отцом и Иисусом Христом находится Дева Мария. Над ее головой в виде белого голубя парит Святой Дух и держит корону.
  • Мария стоит на коленях перед Богом-Отцом, сложив руки на груди. Бог-Отец возлагает на Ее голову корону.
  • Рядом с Богородицей стоят два ангела (или парят над головой). Над Ее головой они держат венец.
  • Количество действующих персонажей может быть расширено. Кроме Марии и ангелов с венцом в руках на образе присутствуют музицирующие ангелы, Бог-Отец, Иисус Христос.
  • Плоскость иконы разделена на две части: небесную и земную сферу. В нижней части показан момент Успения Божьей матери и присутствующие при этом апостолы. В центральной части верующие видят Вознесение и в верхней – Коронование.

В русской иконописи композиция появилась в конце XVII века, благодаря гравюрам из Западной Европы.

Наибольшее распространение иконы такого вида получили в период царствования Екатерины II, преимущественно на Украине. Первоначальные сюжеты включали в себя Успение и Коронование Богородицы. Впоследствии сюжет венчания короной Божьей Матери двумя ангелами в православном варианте стал называться «Вертоград заключенный».

В переводе с церковнославянского «вертоград» означает «сад». Основанием для названия и композиционного построения послужили слова из Библии, описывающие сад Царствия Небесного (Небесный Иерусалим), и выдержка из Песни Песней царя Соломона. Автор иконы «Вертоград заключенный» – Никита Павловец, иконописец Оружейной палаты. Дата написания – 1670 год. В настоящее время известен только авторский экземпляр, переданный в Третьяковскую галерею в 1940 году из частной коллекции.

коронование богоматери

Смысл этой иконы более широкий, чем образа «Коронование Богородицы». В «Вертограде заключенном» Богородица в царственном одеянии стоит на переднем плане с Младенцем Иисусом и красной гвоздикой в руках. Перед ней – узкая полоска воды, отделяющая мир земной от мира небесного. Позади и по бокам – деревья и цветы Райского Сада. Богородица в данном сюжете олицетворяет дверь Царских Врат и одновременно Царицу с Царственным Младенцем. Красная гвоздика отождествляется с крестными муками Спасителя.

В православии икона «Вертоград заключенный» почитается чудотворной, день празднования – 14/27 марта (по старому/новому стилю). В православном молитвослове есть молитва, посвященная иконе «Вертоград заключенный».

Дни почитания в православии

В православных храмах Успение, Вознесение и Коронование отмечаются в один день – 28 августа. Праздник называется «Успение Богородицы». В этот же день почитают икону «Коронование Богородицы». В католических храмах 15 августа празднуют Вознесение, а 22 августа – Коронование Девы Марии.

коронование богоматери

Тексты молитв

Дева Мария, Коронованная Триединым Господом. К Тебе обращаемся в  молитвах смиренных. Спаси и сохрани, Богородица, во здравии, наставь на путь истинный да не дай мыслям неугодным войти в головы наши. Молим Тебя, Царица Небесная, приумножь ума наших чад, убереги их от лиха любого, возьми себе под покров. Не дай нечестивцам испортить жизни наши да сохрани в домах да семьях лад. Спаси от зла любого да от болезней лютых, что нашу плоть снедают. Дай нам после смерти предстать перед Господом и ответить по чести за все свои деяния. Аминь.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector