Житие преподобного Иосифа, Оптинского старца, икона и почитание, тексты молитв

Оптина пустынь с начала XIX века была одним из духовных центров России, благодаря деятельности замечательных подвижников православия, Оптинских старцев. Духовная жизнь – это раскрытие нравственных законов, их применение к конкретному человеку в сложившихся условиях. Одним из самых выдающихся Оптинских наставников мирян был преподобный старец Иосиф. Духовное руководство происходило при личном общении, через переписку, через наставления.

Поиск молитв на все случаи жизни

Житие преподобного Иосифа Оптинского

Иван Литовкин (будущий Оптинский старец Иосиф) родился в сельской местности Харьковской губернии в ноябре 1837 года в многодетной семье (у него была сестра и четверо братьев). Когда Ивану исполнилось 11 лет, дети остались круглыми сиротами: сначала умер отец, затем мать. На долю мальчика выпали голод, холод, унижения и побои. Он вынужден был зарабатывать себе на пропитание, не имея ни от кого моральной и материальной поддержки.

В 23 года, по совету сестры-монахини, Иван отправился в Оптину пустынь. Старец Амвросий предложил ему остаться в обители трудником. Молодой человек с радостью согласился. После перенесенных невзгод монастырский покой казался ему великим благом. Послушника направили в трапезную, где всегда было много работы.

Иван показал себя с лучшей стороны: трудолюбивым, незлобивым, послушным. Через 4 года Литовкин принял постриг в рясофор (неполное монашеское пострижение) под именем Иоанн. Старец Амвросий взял послушника к себе в келейники, чтобы воспитать из него будущего старца.

В 1872 году Иван принял постриг в малую схиму (в мантию) под именем Иосиф, через 5 лет рукоположен в иеродиакона, в 1884 – в иеромонаха. На протяжении 30 лет Иван выполнял обязанности «пресс-секретаря» преподобного Амвросия. Старец Амвросий не щадил его, длительное время подвергал тяжелым испытаниям, чтобы развить долготерпение и смирение.

Впоследствии он стал старшим келейником старца Амвросия.

Все чаще преподобный отсылал своих посетителей к Иосифу, чтобы они испросили совета у келейника, доверяя его уму и познаниям.

В 1888 году, когда преподобному исполнился 51 год, он сильно простудился и был при смерти. По благословению старца Амвросия был пострижен в схиму, но смертельная болезнь отступила. В 1890 году, за год до смерти, преподобный Амвросий покинул Оптину пустынь, оставив вместо себя Иосифа. В продолжении 12 лет Иосиф исполнял обязанности начальника скита, духовника братии Оптиной обители и монахинь Шамординского монастыря.

иосиф оптинский

Здоровье старца к этому времени значительно ухудшилось, но он не давал себе никаких поблажек ни в чем: придерживался постоянного строго поста, в ночное время молился, днем проводил духовные беседы с паломниками, монахами и монахинями. Одежда его была изношенная, одна и та же во все времена года.

Преподобный Иосиф был немногословен. Он умел донести свою мысль несколькими краткими и понятными фразами, тем самым наставить и утешить обращавшихся к нему за духовной поддержкой или советом.

Кончина и канонизация

С 1905 по 1911 годы старец все более слабел, но не оставлял своего служения. 22 мая (по новому стилю) 1911 года он тихо скончался.

Обретение мощей преподобного Иосифа произошло в октябре 1988 года. Перезахоронены во Владимирский храм Оптиной обители. В 1996 году выдающийся Оптинский старец был причислен к лику святых Оптиной пустыни. В 2000 году, вместе с 14 преподобными Оптинскими старцами, прославлен для общецерковного почитания.

иосиф оптинский

Труды монаха

Издательский Совет Русской Православной церкви в начале 2000 годов рекомендовал к публикацию книгу «Два крыла», составленную по трудам преподобного Иосифа Оптинского. Составитель, Чунтонов Д. С., включил в нее сохранившиеся высказывания столпа Оптиной пустыни по важнейшим вопросам веры. В них кратко и емко изложены мысли духовного отца Оптины.

Название произведения взято из высказывания православного мыслителя:

«Холодность и презрение со стороны окружающих могут только служить к нашей душевной пользе, то есть к смирению и терпению. Этими двумя крылами мы можем взлететь от земли на небо: потерпим, смиримся – и спасены будем».

Для православных верующих эта книга – источник мудрости, руководство к действию, утешение.

Примеры высказываний преподобного Иосифа Оптинского:

  • «Покаяние и падения

иосиф оптинский

Покаяние выше всех добродетелей. Но в надежде на милосердие Божие и на покаяние продолжать грешить не должно. Таковых внезапно похищает смерть. А согрешивши – отчаиваться не следует. Ангелам свойственно не падать, людям – падать и скоро вставать, а бесам – никогда не восставать.

Кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангелы, как храброго воина! Ангелам бывает радостно на небесах об одном грешнике кающемся. И Спаситель говорит, что Он пришёл грешников спасти и что больные требуют врача, а не здоровые. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (Лк.18:10–14). Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо истинно слово: отпустите мало – отпустится вам много (Лк.6:37; 1Кор.13:1–8:13)».

  • «Терпение и гордость

Если терпеть не будешь скорбей или если и будешь терпеть, да с ропотом, с гневом, с досадой, с раздражением, что это за терпение? Это только укоренение в себе злобы, гнева, и от сего – гордость».

  • «Смирение

Когда препятствия встречаются на пути спасения, то надо смиряться и просить у Бога помощи. Смирение лучше тщеславной добродетели».

иосиф оптинский

Почитание в православии

Дни почитания великого Оптинского наставника – 22 мая (день кончины) и 24 октября (обретение мощей).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector